Волгоград - 2016. Х Цветаевский костер потушен, да здравствует следующий!
Х Цветаевский костер потушен, да здравствует следующий!
9 октября 2016 г. в Волгоградской ОУНБ им. М. Горького прошел Х, юбилейный, Цветаевский костер.
Первый костер в честь Марины «Горьковка» зажгла в 2007 году.
В этом году наши «может - сотни свеч, может - три свечи» горели в честь 124-й годовщины со дня рождения Марины Цветаевой и в память о самом ее любимом собрате по перу Александре Блоке, покинувшем этот мир 95 лет назад.
Мы назвали наш костер строчкой первого стихотворения из цикла Марины Цветаевой «К Блоку» – «Имя твое – птица в руке». Именно из этого цикла, в который входит 21 стих, мы узнаём, кем был для Цветаевой Александр Блок. Первое – было написано в 1916-ом. Это был год вырастания Марины в зрелого поэта. Последнее – в 1921-ом после смерти Александра Блока.
Песню Галины и Бориса Вайханских на стихи «Имя твое – птица в руке» спела на вечере Лидия Магнитская под аккомпанемент Оксаны Мельниковой (гитара).
В исполнении Лидии и Оксаны прозвучала еще одна песня из цикла «К Блоку» – «Ты проходишь на Запад Солнца» (муз. Эльмиры Галеевой). Это, по мнению главного нашего цветаеведа Анны Саакянц, одно из лучших стихотворных обращений Марины к великому символисту, «не знающее себе равных по бескорыстию и по чистоте выраженного в нем чувства».
Строчкой из другого стихотворения блоковского цикла «Но моя рука – да с твоей рукой» мы назвали книжную выставку, на которой представили литературу об Александре Блоке и Марине Цветаевой. Цитату для выставки взяли из «Скифов» Блока:
«Мы любим всё - и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...»
На наш взгляд, эти строки очень подходят к Цветаевой, в совершенстве владеющей французским и немецким языками, обожающей французскую поэзию и немецкую музыку.
Кстати, музыки на вечере было много, как никогда прежде, потому что в нашем костре участвовали замечательные юные музыканты Волгоградского детского симфонического оркестра под руководством заслуженной артистки России Марины Колмаковой.
Костер открывала и закрывала скрипка: увертюрой было «Размышление» из оперы Жюля Масне «Таис» в исполнении Таисии Нежуриной, а финалом – «Легенда» Генрика Венявского в исполнении Ярослава Шашина.
Прозвучала также пьеса Роберта Шумана «Ребенок засыпает» из музыкального цикла «Детские сцены для фортепиано» в исполнении Анастасии Овчинниковой, а Анна Кривенцева (флейта) украсила вечер мажорным «Алегретто» из оперы «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта.
Это была своего рода иллюстрация слов Цветаевой «Я родилась не в жизнь, а в музыку». Как известно, мать Цветаевой Мария Александровна была талантливой пианисткой и своих детей музыкой «залила, как кровью».
Кроме рассказа о Цветаевском восхищении личностью Александра Блока на вечере были представлены поэтические параллели и тематические пересечения двух великих представителей Серебряного века.
И, конечно же, звучали стихи.
Александра Блока читали сотрудник «Кассандры» Виктор Романов, студенты Ваагн Овакимян и Владислав Титов. Марину Цветаеву – аспирант Ирина Шевцова, студенты Екатерина Лемякина, Дарья Лытова и школьница Мария Трофимчук.
Театр Цветаевой был представлен отрывком из драматического этюда «Конец Казановы», выразительно прочитанный актрисой Ларисой Набойченко. Театр Блока – видеозаписью песни Владимира Дашкевича «Балаганчик» в блистательном исполнении Елены Камбуровой.
В финале профессор ВГСПУ Надежда Евгеньевна Тропкина, освещая кратко обширную цыганскую тему в творчестве Александра Блока и Марины Цветаевой, озадачила собравшихся вопросом: «Какими двумя словами цыгане обогатили мировую культуру».
Никто не ответил!
Оказывается – это слова «романтизм» и «богема»!
С уважением,
Ольга Маруга
9 октября 2016 г. в Волгоградской ОУНБ им. М. Горького прошел Х, юбилейный, Цветаевский костер.
Первый костер в честь Марины «Горьковка» зажгла в 2007 году.
В этом году наши «может - сотни свеч, может - три свечи» горели в честь 124-й годовщины со дня рождения Марины Цветаевой и в память о самом ее любимом собрате по перу Александре Блоке, покинувшем этот мир 95 лет назад.
Мы назвали наш костер строчкой первого стихотворения из цикла Марины Цветаевой «К Блоку» – «Имя твое – птица в руке». Именно из этого цикла, в который входит 21 стих, мы узнаём, кем был для Цветаевой Александр Блок. Первое – было написано в 1916-ом. Это был год вырастания Марины в зрелого поэта. Последнее – в 1921-ом после смерти Александра Блока.
Песню Галины и Бориса Вайханских на стихи «Имя твое – птица в руке» спела на вечере Лидия Магнитская под аккомпанемент Оксаны Мельниковой (гитара).
В исполнении Лидии и Оксаны прозвучала еще одна песня из цикла «К Блоку» – «Ты проходишь на Запад Солнца» (муз. Эльмиры Галеевой). Это, по мнению главного нашего цветаеведа Анны Саакянц, одно из лучших стихотворных обращений Марины к великому символисту, «не знающее себе равных по бескорыстию и по чистоте выраженного в нем чувства».
Строчкой из другого стихотворения блоковского цикла «Но моя рука – да с твоей рукой» мы назвали книжную выставку, на которой представили литературу об Александре Блоке и Марине Цветаевой. Цитату для выставки взяли из «Скифов» Блока:
«Мы любим всё - и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...»
На наш взгляд, эти строки очень подходят к Цветаевой, в совершенстве владеющей французским и немецким языками, обожающей французскую поэзию и немецкую музыку.
Кстати, музыки на вечере было много, как никогда прежде, потому что в нашем костре участвовали замечательные юные музыканты Волгоградского детского симфонического оркестра под руководством заслуженной артистки России Марины Колмаковой.
Костер открывала и закрывала скрипка: увертюрой было «Размышление» из оперы Жюля Масне «Таис» в исполнении Таисии Нежуриной, а финалом – «Легенда» Генрика Венявского в исполнении Ярослава Шашина.
Прозвучала также пьеса Роберта Шумана «Ребенок засыпает» из музыкального цикла «Детские сцены для фортепиано» в исполнении Анастасии Овчинниковой, а Анна Кривенцева (флейта) украсила вечер мажорным «Алегретто» из оперы «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта.
Это была своего рода иллюстрация слов Цветаевой «Я родилась не в жизнь, а в музыку». Как известно, мать Цветаевой Мария Александровна была талантливой пианисткой и своих детей музыкой «залила, как кровью».
Кроме рассказа о Цветаевском восхищении личностью Александра Блока на вечере были представлены поэтические параллели и тематические пересечения двух великих представителей Серебряного века.
И, конечно же, звучали стихи.
Александра Блока читали сотрудник «Кассандры» Виктор Романов, студенты Ваагн Овакимян и Владислав Титов. Марину Цветаеву – аспирант Ирина Шевцова, студенты Екатерина Лемякина, Дарья Лытова и школьница Мария Трофимчук.
Театр Цветаевой был представлен отрывком из драматического этюда «Конец Казановы», выразительно прочитанный актрисой Ларисой Набойченко. Театр Блока – видеозаписью песни Владимира Дашкевича «Балаганчик» в блистательном исполнении Елены Камбуровой.
В финале профессор ВГСПУ Надежда Евгеньевна Тропкина, освещая кратко обширную цыганскую тему в творчестве Александра Блока и Марины Цветаевой, озадачила собравшихся вопросом: «Какими двумя словами цыгане обогатили мировую культуру».
Никто не ответил!
Оказывается – это слова «романтизм» и «богема»!
С уважением,
Ольга Маруга
Комментарии:
Оля, Волгоград неизменно на высоком Цветаевском уровне!
Поздравляем. Поклон друзьям ПОЭТА!
А.Ханаков, Л.Шейн, В.Хмарцева, Б.Мансуров