Поэты Серебряного века (Список, годы жизни)
- Агапов, Борис Николаевич (1899—1973)
- Агнивцев, Николай Яковлевич (1888—1932)
- Адамович, Георгий Викторович (1892—1972)
- Аксенов, Иван Александрович (1884—1935)
- Арсений Альвинг (1885—1942)
- Анисимов, Юлиан Павлович (1886—1940)
- Анненский, Иннокентий Федорович (1856—1909)
- Арсенева, Клара Соломоновна (1889—1972)
- Асеев, Николай Николаевич (1889—1963)
- Ахматова, Анна Андреевна (1889—1966)
- Багрицкий, Эдуард Георгиевич (1895—1934)
- Балтрушайтис, Юргис Казимирович (1873—1944)
- Бальмонт, Константин Дмитриевич (1867—1942)
- Демьян Бедный (1883—1945)
- Андрей Белый (1880—1934)
- Блок, Александр Александрович (1880—1921)
- Бобров, Сергей Павлович (1889—1971)
- Божидар (1894—1914)
- Большаков, Константин Аристархович (1895—1938)
- Бородаевский, Валериан Валерианович (1874—1923)
- Брюсов, Валерий Яковлевич (1873—1924)
- Бунин, Иван Алексеевич (1870—1953)
- Бурлюк, Давид Давидович (1882—1967)
- Бурлюк, Николай Давидович (1890—1920)
- Вагинов, Константин Константинович (1899—1934)
- Введенский, Александр Иванович (1904—1941)
- Верховский, Юрий Никандрович (1878—1956)
- Татьяна Вечорка (1892—1965)
- Вилькина, Людмила Николаевна (1873—1920)
- Волошин, Максимилиан Александрович (1877—1932)
- Галина, Галина Адольфовна (1870—1942)
- Герцык, Аделаида Казимировна (1874—1925)
- Гиппиус, Василий Васильевич (1890—1942)
- Гиппиус, Владимир Васильевич (1876—1941)
- Гиппиус, Зинаида Николаевна (1869—1945)
- Гнедов, Василиск (1890—1978)
- Городецкий, Сергей Митрофанович (1884—1967)
- Гофман, Виктор Викторович (1884—1911)
- Грузинов, Иван Васильевич (1893—1942)
- Гумилев, Николай Степанович (1886—1921)
- Гуро, Елена Генриховна (1877—1913)
- Дмитриева, Елизавета Ивановна (Черубина де Габриак) (1887—1928)
- Добролюбов, Александр Михайлович (1876—1943)
- Есенин, Сергей Александрович (1895—1925)
- Ефименко, Татьяна Петровна (1890—1918)
- Звенигородский, Андрей Владимирович (1878—1961)
- Зданевич, Илья Михайлович (1894—1975)
- Зенкевич, Михаил Александрович (1886—1973)
- Зоргенфрей, Вильгельм Александрович (1882—1938)
- Иванов, Вячеслав Иванович (1866—1949)
- Иванов, Георгий Владимирович (1894—1958)
- Рюрик Ивнев (1891—1981)
- Игнатьев, Иван Васильевич (1892—1914)
- Инбер, Вера Михайловна (1890—1972)
- К. Р. (великий князь Константин Константинович) (1858—1915)
- Каменский, Василий Васильевич (1884—1961)
- Каннегисер, Леонид Иоакимович (1896—1918)
- Квятковский, Александр Павлович (1888—1968)
- Киссин, Самуил Викторович (Муни) (1885—1916)
- Клычков, Сергей Антонович (1889—1937) 12
- Клюев, Николай Алексеевич (1884—1937)
- Князев, Всеволод Гаврилович (1891—1913)
- Коган, Фейга Израйлевна (1891—1974)
- Комаровский, Василий Алексеевич (1881—1914)
- Коневской (Ореус), Иван Иванович 1877—1901)
- Коринфский, Аполлон Аполлонович (1868—1937)
- Крандиевская (Толстая), Наталья Васильевна (1888—1963)
- Крученых, Алексей Елисеевич (1886—1968)
- Кугушева, Наталья Петровна (1899—1964)
- Кудашева, Раиса Адамовна (1878—1964)
- Кузмин, Михаил Алексеевич (1872—1936)
- Кузьмина-Караваева, Елизавета Юрьевна (1891—1945)
- Кусиков, Александр Борисович (1896—1977)
- Лившиц, Бенедикт Константинович (1886—1939)
- Липскеров, Константин Абрамович (1889—1954)
- Лозина-Лозинский, Алексей Константинович (1886—1916)
- Лозинский, Михаил Леонидович (1886—1955)
- Лохвицкая, Мирра Александровна (1869—1905)
- Льдов, Константин (1862—1937)
- Маккавейский, Владимир Николаевич (1893—1920)
- Малахиева-Мирович, Варвара Григорьевна (1869—1954)
- Мандельштам, Осип Эмильевич (1891—1938)
- Мар, Сусанна Георгиевна (1890—1965)
- Мариенгоф, Анатолий Борисович (1897—1962)
- Марр, Юрий Николаевич (1893—1935)
- Венедикт Март (1896—1937)
- Маслов, Георгий Владимирович (1895—1920)
- Маяковский, Владимир Владимирович (1893—1930)
- Мережковский, Дмитрий Сергеевич (1866—1941)
- Меркурьева, Вера Александровна (1876—1943)
- Минский, Николай Максимович (1855—1937)
- Монина, Варвара Александровна (1894—1943)
- Моравская, Мария Людвиговна (1889—1947)
- Нарбут, Владимир Иванович (1888—1938)
- Недоброво, Николай Владимирович (1882—1919)
- Нельдихен, Сергей Евгеньевич (1891—1942)
- Оболдуев, Георгий Николаевич (1898—1954)
- Обрадович, Сергей Александрович (1892—1956)
- Одоевцева, Ирина Владимировна (1895—1990)
- Орешин, Петр Васильевич (1887—1938)
- Парнах, Валентин Яковлевич (1891—1951)
- Парнок, София Яковлевна (1885—1933) 13
- Пастернак, Борис Леонидович (1890—1960)
- Петников, Григорий Николаевич (1894—1971)
- Позняков, Николай Сергеевич (1893 — ок. 1969)
- Потемкин, Петр Петрович (1886—1926)
- Пяст, Владимир Алексеевич (1886—1940)
- Радимов, Павел Александрович (1887—1967)
- Радлова, Анна Дмитриевна (1891—1949)
- Ратгауз, Даниил Максимович (1868—1937)
- Рерих, Николай Константинович (1874—1947)
- Рождественский, Всеволод Александрович (1895—1977)
- Рукавишников, Иван Сергеевич (1877—1930)
- Садовской, Борис Александрович (1881—1952)
- Северянин, Игорь (1887—1941)
- Сельвинский, Илья Львович (1899—1968)
- Скалдин, Алексей Дмитриевич (1889—1943)
- Соловьев, Сергей Михайлович (1885—1942)
- Соловьева, Поликсена Сергеевна (1867—1924)
- Сологуб, Федор Кузьмич (1863—1927)
- Столица, Любовь Никитична (1884—1934)
- Стражев, Виктор Иванович (1879—1950)
- Талов, Марк Владимирович (1892—1969)
- Терентьев, Игорь Герасимович (1892—1937)
- Тиняков, Александр Иванович (1886—1934)
- Тихонов, Николай Семенович (1896—1979)
- Третьяков, Сергей Михайлович (1892—1937)
- Туфанов, Александр Васильевич (1877—1941)
- Тэффи (1876—1952)
- Укше, Сусанна Альфонсовна (1885—1945)
- Ухтомский, Эспер Эсперович (1861—1921)
- Федоров, Александр Митрофанович (1868—1949)
- Филипченко Иван Гурьевич(1887—1939)
- Анатолий Фиолетов (1897—1918)
- Фофанов, Константин Михайлович (1862—1911)
- Хабиас, Нина Петровна (1892—1943)
- Хлебников, Велимир (1885—1922)
- Ходасевич, Владислав Фелицианович (1886—1939)
- Хармс, Даниил Иванович (1905—1942)
- Цветаева, Марина Ивановна (1892—1941)
- Цензор, Дмитрий Михайлович (1877—1947)
- Чернов, Филарет Иванович (1877—1940)
- Черный, Саша (1880—1932)
- Чуковский, Корней Иванович (1882—1969) 14
- Чулков, Георгий Иванович (1879—1939)
- Чурилин, Тихон Васильевич (1885—1946)
- Чюмина, Ольга Николаевна (1864—1909)
- Шагинян, Мариэтта Сергеевна (1888—1982)
- Шенгели, Георгий Аркадьевич (1894—1956)
- Шершеневич, Вадим Габриэлевич (1893—1942)
- Шилейко, Владимир Казимирович (1891—1930)
- Шкапская, Мария Михайловна (1891—1952)
- Шуф, Владимир Александрович (1865—1913)
- Щепкина-Куперник, Татьяна Львовна (1874—1952)
- Эллис (Кобылинский, Лев Львович) (1879—1947)
- Эренбург, Илья Григорьевич (1891—1967)
Серебряный век: краткая справка
Серебряный век — период в истории русской культуры, хронологи- чески связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модерниз- ма. Выражение было впервые употреблено в 1929 году Николаем Оцу- пом, соотнесено с выражением «золотой век», которым часто называли пушкинскую эпоху, первую треть XIX века. Чаще всего используется в сочетании «поэзия Серебряного века» — понятие, охватывающее не только поэтов первой величины, но десятки и сотни любителей, которые создали среду, необходимую для их появ- ления. Вообще, для Серебряного века характерно появление широкого слоя образованного общества, появление многочисленных просвещен- ных любителей искусств. Многие из этих любителей сами впоследствии 8 становились профессионалами, другие же составляли аудиторию — бы- ли зрителями, слушателями, читателями, критиками. Широкое бытование выражение «Серебряный век» получило в Со- ветском Союзе после знакомства читателей с «Поэмой без героя» Анны Ахматовой (первая сокращенная публикация в сборнике «Бег времени», 1965): «На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл…»
Символизм
Новое литературное направление — символизм — явилось порож- дением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных обще- ственных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного подсознания, в увлечении идеалистической философией. Рус- ский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широко- го распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература «Серебряного века» ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма — 1890-е годы — 1910 год. Старшие символисты * Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб, Н.М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарова- ния. Поэтому их творчество иногда называют декадентским. * Московские символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт. «Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец су- губо личных и чисто художественных ценностей. Младшие символисты А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов. «Младшие» символисты воспри- нимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.
Акмеизм
Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и об- разов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его ста- новление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилев и Сергей Городецкий. 9 К течению присоединились жена Гумилева Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.
Футуризм
Футуризм был первым авангардным течением в русской литерату- ре. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереоти- пов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футу- ризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.
Кубофутуризм
В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэ- тической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использова- ние окказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная по- эзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Мая- ковский, Алексей Крученых, Бенедикт Лившиц.
Эгофутуризм
Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма ха- рактерно культивирование рафинированности ощущений, использова- ние новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был яв- лением кратковременным. Бо льшая часть внимания критики и публи- ки была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано от- странился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вско- рости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.
Новокрестьянская поэзия
Понятие «крестьянская поэзия» вошедшее в историко- литературный обиход, объединяет поэтов условно и отражает только не- которые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической ма- 10 нере. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической про- граммой они не образовали. Как жанр «крестьянская поэзия» сформи- ровалась в середине XIX века. Ее крупнейшими представителями были Алексей Васильевич Кольцов, Иван Саввич Никитин и Иван Захарович Суриков. Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шумного, чуждого живой природе города. Известнейшими крестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Спиридон Дрожжин, Николай Клюев, Петр Орешин, Сергей Клычков. К этому те- чению также примыкал Сергей Есенин.
Имажинизм
Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании об- раза. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух обра- зов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажи- низма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.
Источник книга:
УДК 821.161.1(01) ББК Ш5/.6(2Рос-Рус)я14 П67 Поэты Серебряного века : каталог книжной выставки / НИУ ИрГТУ ; Сост. и авт. введения А. А. Маринич. — Иркутск: НТБ ИрГТУ, 2010. — 78 с. : ил.
Данное издание содержит каталог выставки «Поэты Серебряного века», проходившей в Научно-технической библиотеки НИУ ИрГТУ с 13 по 20 октября 2010 г. На выставке было представлено 267 экз. художественной и литературовед- ческой литературы, 14 статей из журналов (Роман-газета, Москва, Наш современ- ник, Вопросы философии, Библиография и др.) и 2 фотоальбома.
Каталог разбит на 7 тематических разделов: Акмеисты, Обериуты, Поэты вне литературных групп и течений, Рабочая поэзия, Русский символизм, Серебря- ный век в истории русской культуры, Футуристы. Внутри разделов библиографи- ческие описания приводятся в алфавитном порядке авторов.
Каталог представляет интерес для библиотечных работников, читателей, изучающих русскую литературу и ее историю, а также для всех желающих позна- комиться с Серебряным веком.
Свежую информацию об этом и указателях литературы Вы можете найти на сайте библиотеки ИрГТУ: http://library.istu.edu, а также в зале электронных изда- ний библиотеки.
.