«Если душа родилась крылатой...»

Сберегите оставленный свет

 

Сберегите оставленный свет

 

 Глеб Казимирович Васильев.

Автор портрета  - Анна Бутакова.          

 

   20 апреля 2014 г. в павлодарском музее Анастасии Цветаевой прошёл вечер памяти биографа и друга писательницы, замечательного человека Глеба Казимировича Васильева (1 апреля 1923 г.  – 25 апреля  2009 г.). Трудно переоценить его роль в сохранении, сбережении творческого наследия А.И. Цветаевой. Вместе с женой Галиной Яковлевной Никитиной (Анастасия Ивановна называла их Глебы) Г.К. Васильев разбирал архив писательницы (его предоставила Глебам О.А. Трухачёва) для передачи на государственное хранение; они подготовили много цветаевских произведений для публикации; сами издавали брошюры, буклеты, книги. Часть из них, переданная в Павлодар Г.Я. Никитиной, была представлена на выставке. Глебы выпустили 6 томное собрание «Автографы Анастасии Цветаевой», подготовили к печати книгу воспоминаний о А. Цветаевой «Последний луч Серебряного века» (Москва, Дом-музей М. Цветаевой, 2010).

 Ведущие - Т. Корешкова и О. Григорьева

 Началась встреча со стихотворения Марины Цветаевой:

 Поколенью с сиренью

  И с Пасхой в Кремле,

  Мой привет поколенью

  По колено в земле,

  А сединами -- в звездах!

  Вам, слышней камыша,

  -- Чуть зазыблется воздух --

  Говорящим: ду -- ша!

  Только душу и спасшим

  Из фамильных богатств,

  Современникам старшим --

  Вам, без равенств и братств,

  Руку веры и дружбы,

  Как кавказец -- кувшин

  С виноградным! -- врагу же --

  Две -- протягивавшим!

……………………………

  Поколенье, где краше

  Был -- кто жарче страдал!

  Поколенье! Я -- ваша!

  Продолженье зеркал.

  Ваша -- сутью и статью.

  И почтеньем к уму,

  И презрением к платью

  Плоти -- временному!

  Вы -- ребенку, поэтом

  Обреченному быть,

  Кроме звонкой монеты

  Всe -- внушившие -- чтить:

  Кроме бога Ваала!

  Всех богов -- всех времен -- и племен.

  Поколенью -- с провалом --

  Мой бессмертный поклон!

  Вам, в одном небывалом

  Умудрившимся -- быть,

  Вам, средь шумного бала

  Так умевшим -- любить!

  До последнего часа

  Обращенным к звезде --

 Уходящая раса,

  Спасибо тебе!

   (16 сентября 1935)

   Так совпало, что этот вечер памяти проходит у нас в светлый, великий праздник Пасхи Христовой. С особым светлым чувством вспоминаем мы сегодня большого друга Анастасии Ивановны Цветаевой. «До последнего часа обращённым к звезде» - как подходят слова поэта   к Глебу Казимировичу, человеку удивительной судьбы!

 

 Издания Глебов

Говорят, случай – это воля Бога. Вот таким судьбоносным случаем стала для супругов Глеба Казимировича Васильева и Галины Яковлевны Никитиной встреча в Тарусе 2 октября 1975 года. На тарусском кладбище они искали могилу дочери Марины Цветаевой – Ариадны Сергеевны Эфрон (она скончалась в Тарусе 26 июля 1975 года). Присели на скамью. Увидели, как на узкой тропинке вблизи могилы Паустовского появилась группа людей. Среди них была и «сухонькая старушка в сером пальто и старосветски выглядевшей на ней шерстяной спортивной шапочке, покрытой сверху серым платком…». Галина Яковлевна подошла к процессии и спросила о могиле А. Эфрон. «Мы как раз туда и идём», - ответили ей. «Старушкой» оказалась Анастасия Ивановна Цветаева. С ней были её сын – Андрей Борисович Трухачёв, внучка Ольга Трухачёва, их друзья. С этой встречи началась дружба. Дружба, продлившаяся до самой смерти писательницы в 1993 году. Но можно сказать, что это духовное единение продолжается и сейчас. Ведь неизбежно, когда мы говорим о жизни и творчестве А.И. Цветаевой, мы вспоминаем и Глебов .

  Глеба Казимировича А.И. Цветаева называла  «моим третьим сыном». Эти слова говорят о многом. «Моему третьему сыну! Дорогому Глебушке к его дню рождения – 1 апреля 1993 года – стихи моей сестры Марины со множеством фотографий. С любовью к Вам и пожеланием здоровья! Храни Вас Бог! Анастасия Цветаева, 98 лет» - так надписана одна из книг, подаренных Г. Васильеву.

 По матери он был из известного рода Вяземских (по отцу – поляк), и это благородство происхождения отмечали все общавшиеся с ним. По семейным преданиям, его предок Кондрат Фёдорович Вяземский был воспитателем и учителем несчастного царевича Алексея Петровича, умершего под пытками в Петропавловской крепости.

 Глеб Казимирович получил прекрасное домашнее образование и сдал школьные экзамены экстерном. В 1939 году (в 16 лет!) он поступил на физический факульете МГУ. В связи с эвакуацией университета в 1942 году превёлся Московский станкоинструментальный институт (Станкин). В 1945 году Васильев был арестован по печально «знаменитой» 58-й статье, отбывал срок в Печорлаге. Работал на лесоповале, потом мастером-ремонтником в деревообрабатывающем цехе, где проявились его инженерные способности: он создал станки  для насечки напильников, для изготовления стержней крупного  диаметра и др.

 Судьба его связала и с Казахстаном – поднадзорную ссылку он отбывал под Алма-Атой. Вот как вспоминал это время сам Глеб Казимирович: «Будучи в поднадзорной высылке в Алма-Ате, я работал механиком, слесарем, зарабатывал большие деньги. Днём я работал на заводе, а вечерами – в вычислительном центре. Это были чудные годы моей молодости, силы и  крепости. Жил я прекрасно за пределами города, в посёлке Турксиб. Это был пригород, можно было приезжать в Алма-Ату. Ко мне туда приехал друг, который после защиты диссертации выбрал Алма-Ату местом работы. Мы там чудно жили, занимались математикой…» (из интервью Г. Васильева В. Перевозчикову).

 Он вернулся в Москву в 1953 году и работал в НИИ сельхозмашиностроения конструктором. В 1973 году защитил диссертацию на степень кандидата технических наук (не имея законченного высшего образования) по специальному разрешению ВАКа.За время работы во ВИСХОМе – автор и соавтор свыше 60 печатных работ и 31 изобретения. Автор книг: «Математические методы в земледельческой механике», «Немецко-русский сельскохозяйственный словарь» и других. Им прорефирировано около 10 тысяч статей и патентов, в том числе на иностранных языках. Он знал 6 языков. С детства любивший и знавший русскую литературу, Г. Васильев  увлёкся лингвистикой (статьи о произведениях Набокова, Хлебникова, история Тифлисского альбома Николая Гумилёва). Прозвучало стихотворение Н. Гумилёва «Только змеи сбрасывают кожи…».

 Глеб Казимирович был энциклопедистом. «Эта тяга к всеохватному познанию, желание и, главное, способность свободно чувствовать себя в любой стихии (математике, физике, механике, астрономии, биологии, филологии, список оставляю открытым) определяли ум леонардовского, гётевского типа: ум-Протей, готовый освоить язык любой земной формы и умеющий в любой миг покинуть её ради новой», - написала Наталия Ганина в своих воспоминаниях «Вечерняя звезда» в книге «Вспоминает рассудок, помнит душа…» (Москва, 2013). Эту книгу с дарственной надписью подарила нашему музею Г.Я. Никитина в октябре прошлого года. Для меня большая честь и счастье, что в эту книгу воспоминаний вошло и моё стихотворение «Памяти Глеба Казимировича Васильева»:

     Рвётся ниточка с тем поколеньем,
И сужается избранных круг…
Ни отчаяньем, ни вдохновеньем
Не спасёшься от вечных разлук.

 Но души восхожденье — победно.
Сколько смог,
                   сколько сделал он здесь!
Не уходят такие бесследно.
Мы Вас любим. А, значит, Вы есть.

 Безмятежно апрельское небо,
И забвенья у Господа нет.
Помяните усопшего Глеба.
Сберегите оставленный свет.

 

     Г.Я. Никитина передала в наш музей и многочисленные материалы подготовительной работы над книгой «Последний луч серебряного века». О них рассказала гостям вечера Татьяна Сергеевна Корешкова. А Лариса Ивановна Деркунская  подготовила сообщение об одной из адресаток и друге А.И. Цветаевой, артистке Одесской филармонии Елене Кукловой, переписка которой сохранилась в архиве Глебов (теперь она в Павлодаре), но воспоминания её не вошли в книгу «Последний луч Серебряного века». Было решено посвятить творчеству этой талантливой исполнительницы одну из будущих встреч в музее.

  В Пасхальный день не обошлось без подарков. Педагог с 50-летним стажем Аза Ивановна Щербинина преподнесла в дар музею книгу о И.В. Цветаеве. Тамара Петровна Пичулис – самовар 70-х годов прошлого века, а Лариса Ивановна Деркунская – керосиновую лампу, которая, несомненно,  пригодится для оформления экспозиции  о пребывании А.И. Цветаевой в ссылке, в Пихтовке. От имени председателя правления Славянского центра Т.И. Кузиной дарителям были вручены красочные издания из серии книг по русской истории.

 

О. Григорьева с дарителями.

Фото Елены Игнатовской.

 

************************************ 

Источник:
Прислал Борис Мансуров,
http://www.slavcentr.kz/index.php/blogs-menu/blogs/a/7738-Sberegite-ostavlennyiy-svet.html

⇐ Вернутся назад