«Если душа родилась крылатой...»

И.М.Двойнина всегда с нами…

 25 февраля исполняется 80 лет со дня рождения удивительной женщины, которую знали многие жители нашего города, и не просто знали, а испытывали чувство глубокого уважения и признательности этому незаурядному человеку – Ирине Михайловне Двойниной. Вот уже более шести лет ее нет с нами, но память о ней жива и действенна. Для нас, феодосийцев, ее имя навсегда связано с именами замечательных сестер Цветаевых – Марины и Анастасии. Её имя знают и помнят «цветаевцы» многих стран мира. Более 10 лет Ирина Михайловна возглавляла цветаевское движение в Феодосии, став первым и единственным хранителем фондов будущего музея и первой его заведующей.

Пламя цветаевских костров, горящих по всей планете в день рождения великого русского Поэта Марины Цветаевой, подарила Феодосии Ирина Михайловна огнем своей души, безмерно любившей Марину Цветаеву.

Её личный вклад в становление музея Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии невозможно переоценить. Именно ей, хранителю феодосийских цветаевских святынь, передавали семейные реликвии родственники А.И.Цветаевой, несли дары неравнодушные жители Феодосии, присылали многочисленные почитатели творчества обеих сестер.

Человек с техническим образованием (ведущий военный инженер) Ирина Михайловна очень любила книги, музыку, изобразительное искусство, была носителем настоящей большой культуры.

Очень многие феодосийцы помнят Ирину Михайловну как талантливейшую актрису Феодосийского народного театра. Сколь блистательно были сыграны ею многие роли в спектаклях под руководством незабываемого режиссера театра Р.Беляновой!

Ирина Михайловна прекрасно писала, была неутомимым исследователем жизни и творчества сестер Цветаевых. Её научный труд «Хроника крымских периодов жизни и творчества Марины Цветаевой» ждёт

своего издателя. Начала работу над крымской хроникой Анастасии Цветаевой.

Почти каждый год, зимой, она отправлялась в Москву «за дарами». Д.А. Лосев познакомил И.М. Двойнину с сотрудниками Московского музея Марины Цветаевой. Человеческое обаяние, искренняя заинтересованность в деле создания музея Цветаевых в Феодосии, стремление учиться новому для нее музейному делу позволили Ирине Михайловне установить очень прочные контакты и сотрудничество с «цветаевцами» не только Москвы. И надо отметить, что Ирина Михайловна была очень благодарным получателем даров и, в свою очередь, откликалась на просьбы и запросы своих коллег-музейщиков.

В лице главных биографов А.И. Цветаевой, москвичей Г.Я. Никитиной и Г.К. Васильева, она приобрела верных друзей и дарителей феодосийского музея, помогая и им в их исследовательской работе.

Дружеские, доверительные отношения у Ирины Михайловны сложились с пламенным «цветаевцем» из Москвы Борисом Мансуровым, очень много сделавшим для нашего музея. Невозможно в маленькой статье даже просто назвать имена людей, с которыми общалась Ирина Михайловна и которые так много сделали для нас.

Самое деятельное участие приняла Ирина Михайловна в установлении мемориальных досок на домах в Феодосии, где жили сестры Цветаевы в 1913-1914 гг., понимая, насколько важно и необходимо сохранить для культурной истории нашего города эти жемчужины памяти.

Она прекрасно владела речью, ее выступления на вечерах, подготовленных ею по цветаевской тематике, были информативны, глубоко эмоциональны.

А какой жизнерадостной, остроумной, любившей шутку была эта необыкновенная женщина! Свой поэтический дар она всерьез не воспринимала, но хвалебные «оды» в честь того или иного юбиляра из своего окружения она писала с удовольствием, чем и радовала своих друзей.

Ирина Михайловна последнему делу своей жизни – созданию музея Марины и Анастасии Цветаевых – отдавала всю свою богатую душу, все таланты, которыми ее наградила судьба.

Безвременный уход Ирины Михайловны в 2005 году – невосполнимая утрата для цветаевского движения и России, и Украины, и не только: ее

кончину оплакивают и в Америке, и в Германии, и в Израиле, и в Италии, и во Франции, и в Чехии, где живут ее друзья и сподвижники.

На ХХ Цветаевском костре в Тарусе прозвучали эти строки Бориса Мансурова:

 

Светильник трепетный угас

Над Феодосией печальной.

Её трудами столько раз

Дышал стихами берег дальний.

 

Пылал у Генуэзских стен

Костер Цветаевской стихии.

И отсвет добрых перемен

Сердца так радовал в России.

 

Но жжёт слеза – Ирины нет…

Музей её – всем нам завет

И память дивных, ярких лет…

 

Скорбит Цветаевой Страна-

Ушла Ирина Двойнина!

…мы помним!

 

С горячим сердцем и распахнутой навстречу миру душой прошла по жизни эта удивительная женщина, теплый и светлый человек, человек активной жизненной позиции, целеустремленный, очень ответственный, с глубоким чувством такта по отношению к людям, необыкновенно жизнерадостный, со здоровым чувством юмора.

 

Имя Ирины Михайловны Двойниной звучит в нашем музее практически каждый день по несколько раз… Мы рассказываем о тех, кто стоял у истоков создания музея с глубокой благодарностью и признательностью.

Ирина Михайловна Двойнина всегда с нами.

 

Зав. Феодосийским музеем

Марины и Анастасии Цветаевых

З. А. Тихонова

 

Опубликовано в газете «Победа» № 23 от 1 марта 2012 г.

**************************************************************************************

Источник: прислали Борис Петрович Полетавкин  и Борис Мансурович Мансуров .