«Если душа родилась крылатой...»

23 июня - день рождения Делекторской Лидии

Делекторская, Лидия Николаевна  (1910, Томск — 1998, Париж) — русская переводчица, секретарь великого французского художника XX века Анри Матисса[1].

 

Лидия Делекторская- муза Анри Матисса

"Когда мне скучно", - признался однажды Матисс, - я делаю портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву".

Ее биография проста и недлинна. Лидия родилась в 1910 году 23 июня в семье уважаемого в городе врача Николая Ивановича Делекторского и его супруги Веры Павловны. Будущее маленькой сибирячки видилось вполне благополучным, во всяком случае, без особых потрясений . Но как говорят, "человек предполагает, а Бог располагает." Мировое кровопролитие, две революции 1917 года и гражданская война не обошли стороной Лидию Делекторскую как и всех русских людей.
Поразившая в начале 20-х годов Сибирь эпидемия тифа , а затем холеры унесла одну за другой жизни родителей Лидии. На помощь пришла тетя девочки - сестра ее матери. В 1923 году тетя вместе со своими детьми и племянницей эмигрировала в Манджурию . Жизнь там была нелегкой и все же Лидии удалось закончить русский лицей в Харбине. Затем в силу ряда обстоятельств они перебрались во Францию, что как магнитом притягивало очень много россиян.

В 19 лет Лидия вышла замуж за русского эмигранта. Брак оказался не удачным - уже через год молодая жена вынуждена была оставить своего соплеменника, с которым, как оказалось, ее связывали только русский язык , да ностальгические чувства. Так , без семьи, почти без средств к существованию, без знания французского языка 22-летняя Лидия Делекторская оказалась в Ницце, в доме знаменитого художника.

В мастерской Матисса в Ницце она появилась осенью 1932 года. Пришла по объявлению наниматься ассистентом к художнику. В тот момент он работал над огромным "Танцем" для Альберта Барнса, художнику уже шел седьмой десяток лет и одному был трудно справляться со всеми делами в мастерской и ему нужна была помощь. К тому времени за плечами Анри Матисса был уже сороколетний черезвычайно плодотворный и яркий путь в искусстве. Будующий великий живописец родился 31 декабря 1869 года на севере Франции в городе Като- Камбрези. Молодая женщина была рада даже временой работе у живописца. Однако через полгода прекрасное панно было закончено и помощнице Матисса снова пришлось искать заработок.

Но вдруг ее опять пригласили в семью художника. На этот раз Лидии предложили ухаживать за тяжело больной мадам Матисс, которая была вынуждена большую часть времени проводить в постели. Сначала заботливая "сиделка" приходила каждый день и вечером уходила к себе домой. Потом она согласилась на работу в семье Матисса "с жильем и питанием" и ежемесячной оплатой труда. В октябре 1933 года Лидия Делекторская переехала в дом Матисса и прожила в нем .... почти 22 года до последнего вздоха великого мастера.

Матиссу тогда было 63 года, Лидии - 22, и она была очень красива. Вполне естественно, что художник захотел увидеть эти яркие голубые глаза, русые локоны, статную фигуру на своих картинах. И так же естественно, что пожилой мужчина полюбил эту молодую красавицу. Судя по портретам, они были счастливы. Хотя отношения в семье Матисса из-за его привязанности к Лидии были очень напряженными. На вопрос многих, была ли Делекторская женой художника. Она сама ответила в одном из писем.
"… Вас интересует, была ли я "женой" Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова - нет, но в душевном отношении- даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет "светом его очей", а он для меня - единственным смыслом жизни."

Полностью читайте Источник: http://blog.i.ua/community/1951/591457

 


Лидия Делекторская - муза Матисса

Лидия была близко знакома с Константином Паустовским,
дважды была у него в Тарусе.
К.Г. был ею очарован, а точнее в Лидию влюблен.
Имеется интересный рассказ Ивана Яковлевича Бодрова
про забавный эпизод ухаживания К.Г. га Лидией Дилекторский.
Эту историю рассказал мне с Любой сам Бодров, Этот рассказ приведен
в книге "Цветаевские костры", М., 2002 год.
Б.Мансуров.

 

Мати́сс, Анри́  (фр. Henri Matisse; 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя) — 3 ноября 1954, Ницца, Франция

 

 

Лидия Николаевна Делекторская


В октябре 1932 года в мастерской великого французского художника Анри Матисса в Париже появилась помощница. Ее звали Лидия Делекторская.

Большие миндалевидные глаза, волевой подбородок, широкий разворот покатых плеч - удивительные природные красота и грация, не могли не привлечь внимания художника.

По прошествии нескольких лет она стала его моделью, секретарем и близким другом, оставаясь с художником до конца его дней.

Начиная с 1965 года, Лидия дарила Эрмитажу рисунки, скульптуру, а также книги, иллюстратором и дизайнером которых был Матисс, - так называемые livre d'art, издаваемые небольшим тиражом, иногда до пятнадцати экземпляров. Уникальность эрмитажного собрания livre d'art состоит не только в его полноте, но и в том, что большинство титульных листов книг, подаренных Делекторской, украшены рисунками и автографами Матисса, иногда в сочетании с автографами издателя или автора. В 1970-е годы Лидия Николаевна дополнила собрание livre d'art Матисса книгами, созданными его знаменитыми современниками - Андре Дереном, Хуаном Миро, Пабло Пикассо, Фернаном Леже.

Благодаря Делекторской в Эрмитаж попали 2 картины Анри Матисса , где запечатлена сама Лидия Николаевна - это единственные живописные работы позднего периода творчества Матисса в коллекции музея. Большой интерес на выставке вызывают также скульптурные работы Матисса, созданные в 1920-е годы.

Л.Н. Делекторская передавала в дар Эрмитажу произведения Анри Матисса не только из личной коллекции, но и приобретала их на аукционах с последующей передачей в музей. За свои дары она допускала лишь одну форму благодарности - выставки, на которых экспонировались произведения Матисса. Она искренне радовалась выпущенным к ним каталогам, всегда их просматривала в рукописи, комментировала, а уже изданные с гордостью показывала во Франции.

 

⇐ Вернутся назад