«Если душа родилась крылатой...»

Жизнь и судьба Марины Цветаевой СЦЕНАРИЙ

 

В честь 115-летия со дня рождения
поэта Марины Цветаевой
в СДДТ был проведен литературный салон
«Поэт в России - больше, чем поэт!»
(Е. Евтушенко)

 

«Поэт в России - больше, чем поэт!»
Жизнь и судьба
Марины Цветаевой
08.09.1892  -  31.08.1941

 

 

 

СЦЕНАРИЙ

Оформление: портрет Цветаевой, осенние цветы, букет из рябиновых гроздьев и калины, свечи в подсвечниках, афиша,  слайдовое сопровождение из музейных фотоматериалов (источник  - Интернет, архив рода Цветаевых )

Музыкальное вступление: песня «Реквием» на стихи М.Цветаевой «О, сколько их упало в эту бездну…» в исполнении А.Пугачевой.

Ведущая:

Красною кистью Рябина зажглась.
Падали листья, Я родилась.
Спорили сотни Колоколов.
День был субботний: Иоанн Богослов
.

Царица русской поэзии – Марина Цветаева! Одинокий дух поэзии Серебряного века! Крупнейший поэт одной из крупнейших  поэтических эпох. Женщина трагической жизни с трагическим концом...

Ведущий:

СЛАЙД «Род Цветаевой»

Марина Ивановна Цветаева  родилась 8 октября в 1892 году  в Москве, в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (сейчас это Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Мать - Мария Мейн - происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи. В 1906 году она  умерла, когда Марине было только 14 лет.

Ведущая: Пианистка, ученица  Рубинштейна, мать как чувствовала раннюю смерть и спешила дать дочерям, Марине и Асе, лучшее образование, привила любовь к музыке, к языкам  и литературе.  «После такой матери мне оставалось одно - стать поэтом», - скажет Марина Цветаева после.
Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься - с шестнадцати. Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, "сделать это сама". Только в данном случае "это" было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в шесть-семь лет, а затем - дневники и письма.

Слайд «Счастливое детство»

Ведущий: В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи,  она выпускает довольно объемный сборник  под названием "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как поэты Валерий  Брюсов, Николай  Гумилев, Максимилиан  Волошин.
Каковы же были первые поэтические шаги Марины Цветаевой?

СЛАЙД «Первые поэтические шаги»

Выступление детского театра-студии «Подснежник» (руководитель Р.В.Калмыкова)
Стихи из первого сборника «Вечерний альбом»: «Ошибка», «Книги в красном переплете», «В Люксембургском саду», «Идешь, на меня похожий», «Моим стихам, написанным так рано…» и другие.

Ведущий: Марина в детстве и юности подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.

Ведущая: Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Илья Эренбург заметил:  «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок". 
«Гордость и робость – мой союз», - скажет она о себе, но до того времени, как встретит и полюбит Сергея Эфрона – будущего мужа.

Инсценирование. Выступление молодой пары - артистов-чтецов
(звучит песня «С первого взгляда…» На ее фоне  - диалог пары:С.Эфрона и М.Цветаевой в Коктебеле.

СЛАЙД   «Любовь и замужество»

Актер Виталий Якушенко и актриса  Оксана Шевченко выходят на сцену из разных сторон и идут навстречу друг другу.

Актриса: Юный прелестный ХХ век!  Период 10-х годов в жизни Цветаевой был освещен праздничной  шумной  атмосферой дома Максимилиана Волошина в Крыму, в Коктебеле. Именно здесь Она  знакомится со своим будущим мужем – Сергеем Эфроном.  Это была любовь с первого взгляда…

Актер: Это была любовь с первого взгляда. Она была юная, стройная, кудри лежали кольцами,  милая открытая улыбка. Но больше всего поражали глаза – широкие, цвета моря, бездонные! Они уводили за собой,  будто на дно морское. Особенно, когда Марина читала свои стихи. Ее духовный мир был также безбрежен, как и бескрайний океан.
(берет актрису за руку): В январе 1912 года состоялось венчание Эфрона и Цветаевой.

Актриса:

Я с вызовом ношу его кольцо!
-Да, в Вечности – жена, не на бумаге.-
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его  глаза  - прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.

Актер:

Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе
Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь,
О  милая! Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном - с тобою не прощусь!
И если все ж – плеча, крыла, колена
Сжав – на погост дала себя увезть, -
То лишь затем, чтобы, смеясь над  тленом,
Стихом восстать – иль розаном расцвесть!

(Уходят вместе)

Ведущая: Сергей Эфрон стал не только ее мужем, но и самым близким другом. Прошло пять лет безоблачного счастья, родились две дочери и грянули годы лихолетия, ставшими для Цветаевой непоправимо трагичными. Муж вступает в армию Корнилова и уезжает на фронт, потом  в Турцию. Четыре года разлуки с ним, безденежье, голодный быт, студеные зимы и бесконечное стояние в очереди за хлебом. Отеческий дом заселяют чужие люди, но это  горе не горе по сравнению с потерей младшей дочери, которая  умирает от малярии в приюте (куда сдала ее Марина, чтобы как-то спасти от голода), малышка снится ей ночами.

Выступление актрисы Натальи Ивановой: «Я совсем потеряна, я страшно живу. Мне стыдно, что я жива», - напишет она в письме подруге. Чувствуя себя детоубийцей, она  винится перед мужем и от отчаяния напишет в год разлуки - в 1920 году - такие строки:

«Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче – вороны!…и т.д.»
до конца)

Слайд – В годы лихолетья

Ведущий: Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем не только вынужденной разлуки с мужем, но и  стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась.  В литературном мире М.Цветаева по-прежнему держалась особняком, ее талант признавался всеми, но, как сама себе напророчила Марина, ее «стихам, как драгоценным винам, наступит свой  черед».

Ведущая: В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго живет в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебирается в Париж. Жизнь  эмигрантская была трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.

СЛАЙД – Вдали от родины

Ведущий: Иногда в поисках дешевых продуктов она бродила по рынкам,  подбирая остатки овощей или по лесу, собирая вязанки дров.  «Я разучилась просто гулять в лесу», - писала она на Родину подруге. Творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: наступил расцвет поэтического творчества.

СЛАЙД – Расцвет творчества

Ведущая:  В 23-м году в  Берлине  вышла книга "Ремесло", получившая высокую оценку критики. В 1924 году на пишет поэмы: "Поэма Горы", "Поэма Конца". В 1926 заканчивает поэму "Крысолов",  работает над поэмами "С моря", "Поэма Лестницы", "Поэма Воздуха" и другие многочисленные стихи-откровения, полные страсти и глубокого смысла. Стихи настолько музыкальны и ярки, неповторимы, что ложатся на музыку. Они – вне времени, каждое - песня.

Пение под гитару
«Мне нравится, что вы больны не мной…»

СЛАЙД – Жизнь в Чехии

Ведущий: Трехлетнее пребывание Цветаевой в  Чехии — это затяжная борьба с полунищим  бытом,   необходимость постоянно отвоевывать себе место и время для творчества. Все считают ее сильной, выносливой, да и сама она называет себя семижильной. Но кто бы знал, как нелегко дается ей эта сила!

Ведущая: Как хочется иногда почувствовать себя  слабой, беззащитной — все тем же ребенком, который мечтает укрыться от земных забот под ласковым материнским крылом.

Чтение Насти Марынич стихотворения Цветаевой
«В огромном городе моем - ночь»
под музыку Бетховена «Лунная соната»

СЛАЙД – Возвращение на родину

Ведущая: Безоглядная любовь к Родине, тоска по ней, а также ненависть к фашистам, оккупировавшим Чехию, начало второй мировой войны и бесконечная бедность  привели ее к возвращению в СССР летом 1939года. На родине оказалась вновь одинока ("Не за кого держаться..."- напишет она). Места в родительском доме не нашлось для нее, заслуги ее отца перед Отечеством не брались в счет.  Бесполезны были хождения по чиновничьим кабинетам.
Мало того, были арестованы ее муж, дочь, сестра. Отправленная в эвакуацию в г. Елабугу на Каме, где  Цветаева не могла получить работу даже посудомойки в столовой Дома литераторов. На печатание стихов был наложен  запрет.

Ведущий: Не выдержав нищеты, унижений, не видя смысла дальнейшего существования, она напишет в отчаянии:

Отказываюсь - быть.
В Бедламе нелюдей .
Отказываюсь - жить.
С волками площадей
Отказываюсь - выть.

то, что произошло с семьей Марины Цветаевой в Советском Союзе, хорошо известно. осенью тридцать девятого арестована дочь Аля, потом муж… Оставшись вдвоем с сыном, Марина Ивановна тщетно ищет работу. Печатать ее никто не решается. Жилья своего тоже нет. С огромным трудом удается найти какую-то жилплощадь. Да и то на время… Цветаева возмущена. Почему Москва «не вмещает ее»? Почему «вышвыривает»? Ведь их род — Цветаевых — буквально задарил Москву. Отец, Иван Владимирович, создал прекрасный Музей изящных искусств. Три огромные цветаевские библиотеки подарены Румянцевскому музею (будущей Ленинке). А сколько стихов, подлинных поэтических шедевров посвящены Москве!…Но главное, ее стихи не печатают! «Если бы между поэтом и народом не стояло власти!» - воскликнет она в одной из статей.

СЛАЙД – Отверженная

Ведущие: Письма-жалобы, письма-просьбы разлетаются во все концы — в Союз писателей, в правительство, наконец, лично Сталину… Ни к кому не достучаться. Ведь она для них — жена врага народа, а значит, белогвардейская поэтесса.  Она писала письма, а на Лубянке из ее мужа выбивали показания, что он французский шпион…

Рано  поседевшая и постаревшая, Цветаева пишет горькие строки:
«Меня жизнь за этот год — добила».
«Исхода не вижу… Взываю о помощи…»
И, наконец, самая страшная:
«Никто не видит — не знает, — что я
Год ищу крюк, чтобы умереть.

31 августа в 1941 году  Цветаевой не стало. Она покончила с собой в сенях деревянного дома в Елабуге, когда сын и хозяйка ушли на расчистку аэродрома. Через 3 месяца после ее гибели, был расстрелян ее муж, через полгода погиб на войне ее сын.

Могила Марины Цветаевой утеряна, обозначено лишь условное место на елабужском кладбище и поставлен памятник поэту. Но осталось ее Слово, ее душа – поэзия, прозаические произведения, статьи, письма и дневники. Более 50 песен и романсов написано разными композиторами в наш век, а сколько их еще будет написано!

СЛАЙД – Музеи Марины

Осталась фотогалерея, а так же воспоминания и критические работы по творчеству Цветаевой.

Музеи  там, где жила поэт в разные годы: Москва,Таруса,

Елабуга,  Коктебль, Прага, Берлин, Париж.

СЛАЙД  о книге В. Головко

Поисками  могилы Цветаевой занимался профессор нашего Ставропольского Государственного Университета Вячеслав Михайлович Головко. Он встречался с сестрой  Цветаевой -Анастасией Ивановной и дочерью Марины - Ариадной, когда те еще были живы. Недавно вышла в свет его книга, ставшая раритетом. Это «”Через Летейски воды…”: Марина Цветаева в воспоминаниях, письмах и документах». В основе книги – уникальный архив Головко, материалы и документы о последних днях жизни, о трагической гибели поэта 1941 г. в Елабуге,  сведения из рассказов елабужских квартирных хозяев поэта – Бродельщиковых.
Выпущено и выпускается по сей день великое множество книг со стихами и публицистикой Цветаевой.

СЛАЙД – сайт Цветаевой в Интернете

Ведущий: Создано более 200 сайтов в Интернете о Марине Цветаевой. Ее стихи переведены на иностранные языки. Современные композиторы и звездные певцы считают Цветаевой лучшим поэтом, автором–«текстовиком» современных песен.

Слайд - форум

Она  сейчас - самый востребованный поэт ХХ столетия. Об этом говорят отзывы из разных  Интернет-форумов. По таланту Поэта Цветаевой можно ставить вровень с Пушкиным, которого она боготворила.

Ведущая: Написано великое множество литературы о Марине Цветаевой. Обратите внимание на длинный список, помещенный на слайде.

СЛАЙД – литература о Цветаевой

Но лучше всего о поэте говорят ее стихи:

«Летят они, - написанные наспех,
Горячие от горечи и нег.
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век»

Мы  предоставляем слово нашим гостям.  Позвольте представить: Елена Гончарова - президент клуба молодых поэтов Ставрополья «Экспромт», лауреат российских и региональных поэтических конкурсов. Ее стихи вы встретите не только на страницах сборников, но и Интернет-журналах «45-я параллель», «Русская словесность» и других; Это  уже известный ставропольский поэт, чье творчество, по мнению многих,  наиболее близко по самовыражению и изобразительной силе художественного слова к поэзии Марины Цветаевой.

Слайд о поэте Елене Гончаровой

Выступление ставропольских поэтов (поочередно): Елены Гончаровой и молодого  поэта Игоря Даренко из поэтического клуба «Экспромт», исполнение песен под гитару на стихи Цветаевой  автором  бардовской песни, певицей Людмилой Дударевой – преподавателем СГУ (кафедра романо-германских языков), юных поэтов Дворца –юнкоров Кирилла Лушников, Оксаны Шевченко.

Ведущий: И последнее слово –  автору сценария - педагогу Дворца, поэту Елене Васильевне Никифоровой.

Никифорова:  Дорогие друзья! У Марины Цветаевой есть стихотворение «Тебе – через сто лет!», обращенное к нам, с такими грустными строками:

«Друг! Не ищи меня, Другая мода!
Меня не помнят даже старики.  - Ртом не достать! –
Через Летейски воды  Протягиваю две руки»

Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы еще раз убедиться, доказать: поэзия великого русского поэта Марины Цветаевой, как высочайшее искусство слова,– вне времени и моды. И как она пыталась дотянуться к нам обеими руками через Лета, Летейски воды, так и каждый из нас, любителей поэзии, сейчас пытался дотянуться, коснуться всеобъемлющей души поэта. И  в ответ ей хочется  послать следующее признание:

Поэт и чернь. Поэт и власть. –
Трагичности извечная дилемма
Бездарности, живущей всласть,
И гения – вместилища Вселенной.
Безжалостной эпохи жернова
О, скольких жертв перемололи, судеб!
И без разбору образом врага
Клеймили тех, кто неподсуден!
Распята ты любовью к Родине,
Чуть слышен  вздох  твой из статей:

«Ах, если б меж поэтом и народом
Ввек не стояло бы властей!»
Марина, ты была  права!
Настал черед твоим стихам, как винам,
Чья драгоценность терпкая, пьяня,
Тем драгоценней, чем старинней!
А зарябит  печальный листопад,
И гроздья алые  засветятся  рябины,
Тебе, через Летейский водопад, -
Аплодисменты  все! – Виват, Марина!

Нам остается поблагодарить гостей, пришедших на этот вечер памяти великого русского поэта Марины Ивановны Цветаевой. Вели гостиную – педагог, заведущая библиотекой Дворца Елена Ивановна Жадан.

Е.И.: А также юный журналист Дворца - Кирилл Лушников. Всего вам доброго. До новых встреч!

(На фоне песни М.Таривердиева на стихи Цветаевой «Благославляю вас…»  финал и общее фотографирование).

*В газете «Наше Ставрополье» от 16.10.2007 г.
о литературном салоне была публикация Анастасии Федоровой
 «Крылатая женщина – поэт Марина»

 

Источник:

http://www.muzalirika.narod.ru/scenarii/scenarii_2.html

⇐ Вернутся назад