«Если душа родилась крылатой...»

В.М. ГОЛОВКО. Необходим новый нацпроект − «Воспитание»!

  

  Вячеслав Михайлович Головко 

Необходим новый нацпроект − «Воспитание»!

 

          Выдающимся философом-мыслителем второй половины XX века М. Мамардашвили впервые была зафиксирована в научных категориях и обоснована идея разрыва цивилизаций, характерного для кризисных эпох. Такие «промежуточные» периоды отмечаются стремительным разрушением общепринятых человеческих понятий и норм, которые укоренены в глубинных пластах народной культуры. Вот и сегодня то, что совсем недавно считалось недостойным, было табуированным, в немотивированном, на первый взгляд, контексте откровенного глумления над нравственными ценностями стало приобретать в массовом сознании иной, прямо противоположный знак. Переживаемое нами время с его моральным релятивизмом, попранием всех гуманитарных составляющих социума вовсе не оригинально: Россия уже испытывала нечто подобное в эпоху первоначального накопления и господства буржуазных отношений после знаменитой реформы 1861 года, открывшей не только пути возрождения и «роста русского человека» (М.Е. Салтыков-Щедрин), но и черную полосу невиданных потрясений и страданий многомиллионного народа России. Об этом поведала миру великая русская литература второй половины XIX века.

          Пытаясь разобраться в сути расчеловечивающих процессов сегодняшней жизни, невольно возвращаешься к мысли о разрыве цивилизаций и о том, что кому-то необходимо и выгодно создавать подобную ситуацию в целях осуществления антироссийских программ и антироссийской политики.

          Деградация культуры, в том числе и бытовой (быт – это тоже сфера достижений или, наоборот, утраты этих достижений в духовной, общественной жизни), не является, с моей точки зрения, стихийным процессом, а имеет системный характер. Если иметь в виду неравную пока борьбу добра со злом, противоборство тех нравственных императивов, которые исторически выработало человечество, и разрушительных, деструктивных тенденций современного социума, то создаётся впечатление, что это управляемый процесс, а не проявление какого-то хаотического состояния общества. Управляется он законами существования социально несправедливого устройства, при котором горстка людей, воспользовавшись переделом собственности после упразднения СССР, присвоило себе все материальные ценности, которые создавались целыми поколениями честно работавших людей, а затем и природные ресурсы (общее достояние!), оставив на грани жалкого прозябания абсолютное большинство тех, кто привык трудиться, а не присваивать и воровать. Такие перевороты на моральной основе не совершаются, потому «общество» ответило на очередное  потрясение вполне адекватно: кризисом гуманизма, утратой норм совести, торжеством жестокости и цинизма, утверждением безнравственности и агрессивного права "денежного мешка".

          Осознаны ли нами масштабы  беды? По-моему, пока нет или далеко не в полной мере.

          Для чего и во имя чего целенаправленно разрушается культура языка, наука, системы здравоохранения, образования (под видом реформирования и модернизации), искусство, красота человеческих отношений? Только для того, чтобы подорвать основы ментальности, самого существования этноса, ослабить нашу великую страну. То, чего нельзя сделать при помощи самого современного оружия, можно легко достичь другим путем – растлением целых поколений… «Глобализация» имеет отношение к этим явлениям. Отрицательные тенденции разрушения проявились прежде всего в самой духовно и нравственно не защищённой среде – подростковой и молодёжной.

          Обратим внимание на то, что эта среда стала как никогда репрессивной по отношению к индивидуальности, к уникальности личности. Это же тупиковый путь! Подростковые и молодёжные стереотипы поведения неизбежно формируют человеческий стандарт: это мы видим на экранах телевидения, в своей локальной среде обитания, в своих дворах. Что такое, например, подростковая мода − в широком смысле − как стиль существования? На первый взгляд, совершенно безобидное, но по сути, агрессивное средство унификации личности. Когда формируется человеческий стандарт, это значит, что общество утратило тенденцию к очеловечиванию. Философы всех эпох и направлений считали целью исторического прогресса формирование «тотальной индивидуальности». А сейчас всё происходит как раз наоборот. Классик русской литературы  Тургенев писал в своё время: «Чем всестороннее, тем индивидуальнее». Иначе говоря, пробуждение чувства личности во многом зависит от уровня культуры человека, его духовности, образованности, воспитанности.

          Да, безусловно, в подростковой и молодёжной среде мы увидим немало людей достойных, интеллектуально и творчески одарённых. Но как им трудно жить! И не они, к сожалению, составляют большинство. Вот об этом большинстве сейчас идёт речь.

          Обратите внимание: в наши дни подростковые субкультуры возведены чуть ли не в ранг государственной приемлемости. Именно по этой причине из общего  культурного пространства почти исчезли примеры духовной и гражданской зрелости, которые могли бы быть ориентирами в формировании нравственно неокрепшего  сознания молодого человека. 

          Культ созидательного труда сменился культом шоу-бизнеса и денег. Даже на федеральных теле- и радиоканалах в течение суток продолжается истерия «массовой культуры», развязный тон одних радиопрограмм чередуется с пошлостью других, передачи о западных и американских рок-музыкантах, а теперь и отечественных, часто с подробностями их неприглядной личной жизни, ежедневно, навязчиво вторгаются в духовное пространство человека. Исчезли передачи такого типа, как «Поэтическая тетрадь», «Театр у микрофона», познавательные программы в редуцированном виде едва теплятся на единственном канале «Радио России»; с настоящим искусством можно познакомиться только из программ телеканала «Культура» (детище академика Лихачёва!). Но эти каналы слушают и смотрят в основном интеллигентные пенсионеры. Дело дошло до того, что умные и заботливые родители вынуждены выключать мультфильмы, чтобы уберечь детские души от грубости и всего агрессивно-разрушительного. Вульгарность, по-моему, уже стала доминантным стилем практически всех молодёжных и развлекательных каналов, всякого рода диджеи и «юмористы» словно соревнуются в скудоумии и примитивности. А уж радость по поводу окончания «трудовой недели» в конце каждой пятницы просто источается, как мёд, на всех волнах радиоэфира!

          Очень хорошо знаю, что замечательные, содержательные, интересные статьи и передачи просто не попадают в средства массовой информации − даже регионального уровня. Сообщениям о выходе хорошей книги, об инновациях в производственной, научной, культурной сферах, о трудовых свершениях на благо людей, редакторы предпочитают материалы о каком-нибудь «ЧП» или в лучшем случае − культурном суррогате. Новости культуры на многих каналах, если и сообщаются, то бегло, торопливо, в нескольких словах, ведущие словно извиняются за то, что говорят об этом, поскольку адресатом их обращения является меньшинство. (Телеканал «Культура» в этом случае не имеется виду.) О криминале, о пороках человеческих, о жестокости, насилии, распущенности, о маньяках и убийцах говорится пространно, смакуются все отталкивающие и ужасающие детали и конкретные обстоятельства. О «картинках» и говорить не приходится: нормальное человеческое сознание терроризируется нескончаемой чередой убитых, замученных, изнасилованных…

          Давно подметил существенную тенденцию: раньше СМИ старались в человеке лучшие его стороны показывать и освещать, а сейчас – все тёмные и нездоровые проявления человеческой психики. Недавно по одному из центральных каналов в сетку вещания поставили фильмы о физике Ландау и о великом русском поэте Марине Цветаевой: «Они не лучше нас!..» − вот что вынесут обыватели из этих примеров эрзац-искусства.

            Государство не только утратило контроль над СМИ, но даже и гордится этим! А то, что многие деятели этих самых СМИ откровенно малокультурные и малообразованные люди, не поднимающиеся над уровнем убого-обыденного толкования явлений жизни, − почему-то госструктуры не волнует. Зато «большие деньги», не отягощаясь демагогией о «демократии», явно установили над средствами массовой информации жёсткую диктатуру. Это способствует развитию, прогрессу – в умах, душах человеческих, в делах общественных?

            Не случайно уже положительно-позитивными по семантической и эмоциональной окраске стали слова «чиновник» (в XIX веке – «крапивное семя»), «обыватель», «мещане», «олигарх», «капитализм», перестали стыдиться слов «любовник/любовница», «проститутка», «презерватив», «секс» (со всеми синонимами, эвфемизмами и атрибутами), «гражданский брак» и т.д. Не стесняются юноши и девушки курить, пить пиво прямо на улице, «на ходу», демонстрировать свои интимные чувства на глазах прохожих. Уверен: они даже не понимают, что это неприлично, как неприлично кричать, громко смеяться, сквернословить, развязно себя вести. С грубостью и хамством сталкиваешься на каждом шагу…  Ещё в XVII веке русские поэты свои силлабические вирши направляли на сохранение человеческого и национального достоинства личности, на защиту физического, нравственного, духовного, психического здоровья каждого человека и общества в целом, обличая «сквернословие», «похоть», бездуховную «жён близость», «мысль злую», «скупость», «эгоизм» и т.д. А сейчас только и слышишь о внимании «к себе любимому»…

            Жаль, что мы не используем свой собственный культурный потенциал в полной мере. Сохраняется равнодушно-негативное отношение к интеллигенции, − по сути, двигателю прогресса. Выдающиеся деятели культуры XIX века, например, считали долгом «образованного класса» «передавать цивилизацию народу», «просветлять его сознание». В современном обществе интеллигенция функциональна далеко не в полной мере, отчуждена от идеалов «великой культурной работы». Александр Солженицын в Нобелевской лекции с болью говорил о том, что при тоталитаризме «образованный наш слой» был обречен на то, чтобы оставаться «звеном Кащеевой цепи», «системы подавления». Настал момент для высвобождения созидательных сил интеллигенции, но она не может влиять на общество, на решения проблем народной жизни, так как нет рычагов такого влияния: существующая система не формирует традиции подлинного (не буржуазного!) демократизма, путь к которому лежит не в изобретении форм народовластия (таких примеров ещё история не создала), а в культурно-нравственном развитии каждого человека и общества в целом: самоограничение, нравственные абсолюты не позволяют культурному человеку (какую бы должность он ни занимал!) совершать недостойные поступки. Об отношении к интеллигенции в нашей стране говорит само за себя то, что  творческая деятельность, умственный труд, как и в прежние – советские времена, достойно не оплачиваются... Этим во многом объясняется девальвация самой идеи творческого труда, общеполезного деяния. У нас до сих пор не осознана роль идеальных, нравственных факторов социально-экономического прогресса, то, что совершенствование во всех сферах жизни, в том числе и в экономике, начинается в головах, в сознании людей. Стоит ли после этого удивляться, что концепции и программы экономического роста, модернизации производственных сфер терпят фиаско одна за другой, что идея инновационного пути развития остается прекраснодушной декларацией… Можно ли при таких условиях всерьёз говорить о политике в области национального инновационного развития?

           Резкое понижение морального градуса во всех сферах жизни общества должно волновать, в первую очередь, тех, кто взялся этим обществом руководить: мораль – это не «надстройка», это реальный базис социума, и сознание людей, их мотивации, поступки определяют всё, в том числе и материальный уровень жизни, и её качество. Если бы это вполне осознавалось, то давно была бы выработана государственная программа работы с подростками и молодежью, в этой работе просматривалась бы стратегия воспитания ответственной, патриотически настроенной, способной к духовному совершенствованию и самосозиданию личности. Но нет такой программы, отсутствует политика формирования социального образа достойного гражданина, имеющего мировоззренческий и духовный  стержень.

          У нас вообще стали бояться нравственных высот, потому что им соответствовать нелегко: это требует большой работы ума и души. И получается, что совершенствовать себя, развиваться во всех сферах, в том числе  интеллектуальной и нравственной, многие не хотят, ибо это, действительно,  трудно. Проще потреблять. Но общество потребления – это опять же тупик в социальном движении и духовном развитии. Поскольку мы живем в условиях, когда перевернулись общепринятые понятия, то не должны забывать, что надо извлекать из прошлого уроки и не повторять одни и те же циклы возвышения и падения… Сложность современной ситуации по сравнению с крестьянской Россией пореформенных десятилетий XIX века заключается в том, что в прошлые времена не было такой мощной индустрии обработки сознания людей средствами массовой информации, а конкретного человека всё-таки оберегала мораль, сложившаяся в среде трудового народа.

           Многие думают, что бескультурие – это норма жизни, даже стесняются быть «культурными».  Цинизм и аморализм часто проявляются в сфере  отношений подростков и молодёжи к людям, миру. Это результат не только увеличивающейся безотцовщины, «дворовой вольницы» неформальных объединений, нередко граничащей с хулиганством и бандитизмом, но и того грубого, малокультурного сексуального «просвещения» (точнее, пропаганды распущенности), которое всё более укрепляет свои позиции. Молодое поколение дезориентируется в своих целях и нравственных ориентирах, а собственных принципов, которыми можно было бы руководствоваться, у многих просто нет… Даже по российскому радио можно услышать: надо информировать детей и подростков о «безопасном сексе» (нелепое слово: секс вне брака и тем более ранний – всегда опасен для физического и духовного здоровья, неужели это не понятно!), – а уж они сами сделают выбор. Нет, в этом возрасте многие сделать самостоятельно нравственный выбор ещё не могут, а вот неоправданно ранняя фиксация внимания на этих проблемах, даже культивирование такого внимания (чем усиленно и занимаются  СМИ, особенно «желтая пресса», «глянцевые журналы», многие теле- и радиоканалы), действительно, наносит непоправимый вред юной душе. Меня всякий раз поражает при невольном выслушивании «взрослых разговоров» не только молодых людей, а даже, по сути, детей в самых разных общественных местах (в маршрутках, на улице, в залах ожиданий и пр.), тематика которых не выходит за пределы отношений полов… Где-то в стороне – мимо – течет жизнь, живут люди интересами профессии, мечтами о будущем, а тут суть всего, едва начавшегося существования и осмысления жизни сводится к сфере функций и механизмов размножения…

           Странно то, что молодое поколение даже не знает о данных такой науки, как телегония. От него скрывается серьёзная правда о природе человека, которую эта наука объясняет. Её замалчивают, как некогда генетику. Но любой молодой человек, вступающий в брак, должен, например, знать, как отразится на информационно-генетическом коде будущих детей то, что он женится на не девственнице, а девушка или молодая женщина – осознавать меру своей ответственности перед будущим мужем и будущими детьми, прежде чем решиться на добрачные отношения с другим мужчиной. В идеальной ситуации, когда соединяются два любящих чистых существа, таких вопросов просто не возникает. Об этом позаботилась сама природа. Но это тема отдельного разговора.

          Вопрос же о гендерном аспекте воспитания сегодня приобретает социальную остроту. Особенно тревожным, если иметь в виду будущее вступающих в жизнь поколений, мне представляется деградация женского начала, дискредитация чистоты и целомудрия у девочек и девушек. Это не осознаваемая пока во всех своих масштабах и последствиях национальная трагедия. Уже давно установлено, что женская психика и мораль деградируют необратимо. Именно поэтому в национальных культурах всех народов во все века высоко  ценилась строгость внутренней чистоты − и девушек, в первую очередь. Я не знаю, что такое американская феминизация, но у нас она приняла не просто уродливые, а чудовищные формы. Не думаю, что у кого-то вызывает положительные эмоции вид курящей, сквернословящей, циничной, грубочувственной, распущенной особи женского пола. Владимир Маяковский писал в одном из  стихотворений: «Надо голос поднимать за чистоплотность отношений наших и любовных дел…». Распад женской природы – это страшное явление. Будущие матери, воспитатели детей, нередко оказываются за чертой человеческих понятий о должном.

           Целомудрие, девственность – не только биологическая, но и нравственная, социальная категория. Апологетика развращённости, целенаправленное растление молодёжи когда-то, конечно, прекратятся. Сама природа начнёт защищать себя: ведь все, кто ведут беспорядочную жизнь, рано начинают болеть, становится невозможной естественная регенерация, подрывается репродуктивный потенциал нации. Педагогические и многие общественные журналы давно бьют тревогу по этому поводу.

          А как обстоят дела с обеспокоенностью демографической ситуацией в стране и решением материально поддерживать за счёт общенародных средств тех, кто решился на рождение ребёнка? С некоторых пор, поддерживая семью и реализуя демографические стратегии, стали выплачивать материнский капитал, но при этом почему-то никому в голову не приходит, что надо бы одновременно предусмотреть и мониторинг того, как родители занимаются воспитанием детей, впрок ли идут эти бюджетные деньги, зарабатываемые всем миром. Даже не был поставлен вопрос о разработке норм юридической и моральной ответственности родителей за результаты воспитания ребёнка в семье, о том, на пользу ли ребенку пошли эти деньги. Не актуализируется в связи с этим и вопрос о духовном, нравственном просветлении общества, о создании благоприятного климата для оздоровления всей сферы интимных отношений. Ведь они упростились зачастую до примитивного «сексуального партнёрства», не одухотворяясь высокими стремлениями души человеческой. Говоря об обнадёживающих результатах демографической политики, создатели закона о «материнском капитале» даже не коснулись вопроса о необходимости диагностики реальных стимулов повышения рождаемости, о необходимости исследований в социальном и этническом разрезах подобной динамики. За счёт каких социальных групп осуществляется рост населения? Не столкнёмся ли мы лет через 10-15 с увеличением подростковой преступности, когда не без поддержки «материнского капитала» на улицы городов выплеснется многомиллионная масса «воспитанных» обществом потребления и развлечения, интеллектуально и нравственно не развитых подростков и юнцов? Не повторится ли у нас то, с чем уже столкнулись многие страны Европы – Англия, Франция, Греция, где агрессия подростков вызвала серьёзную дестабилизацию общества.

        Формирование мужского начала в юношах – тоже первоочередная задача. Странно видеть мальчиков-подростков и молодых людей, ведущих себя явно не по мужскому психологическому типу: отсутствие сдержанности, вербальная расторможенность, избыточное внимание к одежде, парфюмерии и пр., пр.

          Разрушение национальной ментальности, отсутствие продуманной, системной работы с подрастающим поколением, отстранённость школы от воспитательной работы, деидеологизация школы и общества в целом, нежелание многих учиться, установившаяся диспропорция: у учителей нет никаких прав, а есть только обязанности и ответственность, у учеников нет  никаких обязанностей, а есть только права – вот причины усиления асоциальности, гражданского инфантилизма,  безнравственности, своеволия, вседозволенности. Входят в жизнь поколения, сформированные «рынком», а не гуманистической идеологией и высокой культурой…

         Когда я говорю о деидеологизации школы, вовсе не имею в виду коммунистическую идеологию. (Хотя, чем уж она была плоха? Другое дело, что эти идеалы дискредитировала сама же власть.) Я говорю о нравственных идеалах, о ценностях общечеловеческих. Это идеологические, а не классовые понятия. Именно отсутствие идеалов, бездуховность порождают такие «болезни», как наркомания, алкоголизм, курение, разврат, экстремизм, терроризм и пр. Не забудем: отрицание идеологии – это тоже идеология.

         Отсутствие ценностных критериев сразу же сказалось во всём: растут поколения, обманутые в нравственных ориентирах, растут в безверии и без облагораживающего влияния культуры, люди не приобщаются к традициям подлинного, народного искусства, целые поколения говорят на убогом сленге. Но ещё хуже то, что этот сленг подхватили молодёжные и прочие СМИ. 

             Новые поколения перестали читать настоящую литературу, не проходят ту великую «эстетическую школу нравственности», величие которой утверждал не только поэт Твардовский (ему принадлежат эти слова), но и многие замечательные русские писатели XIX и XX веков, имена которых, к стыду, многим даже не известны. Я как-то спросил в одной молодёжной аудитории, кто читал стихи Кедрина, Мартынова, Межелайтиса, Винокурова, Светлова, Фёдорова, Смелякова… Никто даже не слышал таких имён… Мы дошли до того, что национальными героями становятся футболисты, теннисисты, баскетболисты, боксёры, попса и пр. Коммерциализированный и коммерчески ориентированный профессиональный спорт давно вытеснил оздоравливающую молодое поколение массовую физкультуру.

          Особо хочу сказать о невероятном зле − порождении новой жизни: о сквернословии. Вы прислушайтесь: сквернословят все и вся, даже в вузовских аудиториях, даже девушки, даже женщины. Я работаю дома в своём кабинете, а за окном сквернословят девочки младшего школьного  возраста. Сквернословие захлестнуло постмодернистскую литературу, кино, телевидение. Недавно решил посмотреть книги «лучших контркультурных авторов», выпускаемые в свет новомодными издательствами, типа «АСТ», «Азбука-классика», «Популярная литература» и др. Как рекламируется продукция «писателей» типа Сергея Минаева, Владимира Сорокина, И. Андреевой, Алексея Иванова, Игоря Свинаренко, Татьяны Поляковой, Веры Павловой, НеРобкой Оксаны, Эдуарда Багирова, В. Преснякова и  иже с ними: и лауреаты они всяких премий, и востребованные, тиражные авторы, и на книжных ярмарках представлены!.. Одни названия их творений чего стоят: «Женщина: руководство по эксплуатации», «Любовники», «Плохие постельные истории», «Люби меня, быстро!», «Блудо и мудо» и пр. (да простит меня читатель!). Пошлость, сквернословие, низменные инстинкты – вот и всё «содержание» таких книг. Читаешь (по необходимости!) их, и создаётся впечатление, что опусы эти написаны одним и тем же, крайне бездарным и малокультурным человеком. Эти «авторы» лишены даже отдалённого намёка на идиостиль. Это мир индустрии литературного шоу-бизнеса, укрепляющей все те негативные тенденции жизни, о которых идёт речь. Грубо-просторечные слова с экранов телевидения произносят представительницы «слабого пола». Ну, как ещё раз не вспомнить Маяковского: «Ушку девическому в завиточках волоска с полупохабщины не разалеться тронуту...»… 

          С этим злом просто необходимо бороться. Такая лексика всегда и во все времена было табуированной, нецензурной. И вовсе не случайно.

          Слово – любое – несёт в себе сакральные смыслы и энергетику, потому мат – это не только проявление крайнего бескультурия и внутренней убогости, с позволения сказать, человека. Ненормативная лексика – это показатель духовной развращённости, такие слова – это канал связи с миром зла и распада. Сквернословящий – кто бы он ни был – демонстрирует своё бесстыдство, попрание чистоты и человеческих норм общения. Дело дошло до утверждения, что сквернословие психологически оправдано: так, мол, самоутверждается молодой человек (?!).

          Да, самоактуализация человека в пору юности – явление закономерное, но пусть человек утверждает свою самостоятельность общественно значимым делом и поступком. Сквернословие – это извращённое, уродливое самоутверждение. Такая лексика открывает возможность любого безнравственного проявления: ведь человек уже заявил этими словами о своей «свободе» от общества. Не лишне будет сказать о том, что сейчас на широкой опытно-эмпирической базе доказано: слово/мысль содержит энергию как созидательную, так и разрушительную. У матерящегося человека деформируется, сокращается (уничтожается) структура хромосом. Человек вырождается… Будущим отцам и матерям не лишне помнить об этом. Замечательный русский поэт Виктор Боков писал о современной России в одном из своих стихотворений: «Слаб и твой защитник – стыд!» Какая боль в этих словах!

           Я убеждаюсь в правоте этих слов, когда наблюдаю за детьми и подростками во дворе дома, в котором приходится жить. Это модель современного подросткового и молодёжного социума. Никто никогда за десятки лет дерева не посадил, не проявил уважения к старости, не подумал об окружающих. Руководствуются только такими понятиями: «Мне это нравится…», «Я хочу…». Жаль свою страну: ведь всё, что мы сегодня имеем, сделано и сотворено руками взрослых, и поскольку подростки – подобие пап и мам, то они подхватят их «эстафету», если не будет перед их глазами воспитывающих примеров патриотизма, гражданственности, вдохновенного труда во имя Отчизны. Такие идеалы воплощены в лучших образцах русской литературы и искусства, но всё это исчезает даже из школьных образовательных программ.

          Глубоко убеждён: нашему обществу необходимо безотлагательно начать системную работу по активации трудового, нравственного, эстетического воспитания входящих в жизнь поколений. Есть и позитивные примеры. В Вологде, например, уже несколько лет действует программа привлечения детей и подростков к общественно-полезному труду: они сажают деревья и цветы, наводят чистоту на улицах и т.д. Городская администрация предусмотрела оплату такого труда, не убоявшись (к их чести!) фарисейских упреков за то, что «эксплуатируется детский труд»! Думаю, необходимо всемерно поддерживать идею самовоспитания человека, помочь каждому в осознании того, что нужно не только часами «гонять мяч» во дворах и на улицах, но и самостоятельно искать формы саморазвития, самосовершенствования. Тургеневский Базаров с гордостью говорил: «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…». Проще всего ссылаться на «среду», на «условия» жизни, труднее найти своё место в ней, сохранять своё достоинство, думать об общем благе.

          Сейчас в нашей стране приняты на государственном уровне и реализуются национальные проекты «Образование», «Здравоохранение» и т.д. Проект «Образование» нацелен главным образом на вопросы обучения, потому на очереди ещё один, может быть, самый важный, − национальный проект «Воспитание», воспитание не только детей и подростков, но и людей всех возрастов и поколений. Только страна культурных, образованных и нравственно здоровых людей может смело смотреть в будущее.

                                                                         Вячеслав Головко,

член Союза российских писателей.

г. Ставрополь

Впервые опубликовано в журнале: СИЯНИЕ. – 2011. – № 5. – С. 4 – 9.

 

 

       11.07.2022 

 

 

⇐ Вернутся назад