САРА БЕРНАР В ПЬЕСЕ "ОРЛЕНОК"
САРА БЕРНАР В ПЬЕСЕ "ОРЛЕНОК" |
В 1900 году, когда ей было 56 лет, Сара Бернар сыграла 20-летнего Орленка - герцога Рейхштадского, несчастного сына Наполеона Бонапарта в пьесе Ростана «Орленок». Сам Ростан болел и не мог присутствовать на спектакле, поэтому во время представления был устроен «театрофон»: автор слушал пьесу по телефону.
Героическая драма Эдмона Ростана "Орленок" ("L'Aiglon"), посвященная судьбе сына Наполеона I, ныне малоизвестная, была необычайно популярна в начале 20 века. Он прожил совсем немного - всего 21 год, - но его судьба волнует и по сей день.
Сразу после рождения, в 1811 году, долгожданный сын Наполеона и Марии-Луизы был провозглашен Римским королем и наследником Французской империи.
Дважды Наполеон отрекался от престола в пользу сына, но оба раза союзники провозглашали Бонапартов низложенными, а законным монархом Франции - Людовика XVIII.
В 1815 году четырехлетний Наполеон Франсуа-Жозеф-Шарль был отправлен с матерью в Австрию. Он рос в Вене при дворе своего деда, австрийского императора Франца I.
Пьеса была написана специально для Сары Бернар, впервые сыгравшей 20-летнего Орленка, когда ей шел 56-й год. (Великая актриса продолжала играть его почти до своей кончины на 79-м году жизни).
Премьера спектакля прошла 15 марта 1900 года с оглушительным успехом – 30 вызовов на бис!..
В России "Орленок" с участием Сары Бернар был показан во время ее гастролей в 1908 г. Пьеса в переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник шла на сцене Петербургского Малого театра, Нового театра Л. Яворской и других театров.
Героическая драма Ростана поразила 9-летнего Шарля де Голля, во многом определив его будущую судьбу. В России на нее откликнулась юная поэтесса Марина Цветаева, буквально влюбившаяся в "мученика Рейхштадтского".
Марина Цветаева признавалась в 1914 году в письме Василию Розанову: "Шестнадцати лет безумно полюбила Наполеона I и Наполеона II. Целый год жила без людей, одна в своей маленькой комнатке, в своём огромном мире..." (Швейцер В. "Быт и бытие Марины Цветаевой". М.: СП ИНТЕРПРИНТ. С.69).
"Безумная любовь" вылилась в сумасбродный поступок: в киот вместо Богоматери юная Марина Ивановна вставила портрет Бонапарта, глядевшего на горящую Москву, чем привела ужас своего отца, религиозного Ивана Владимировича.
Источник:
http://www.liveinternet.ru/users/nadynrom/post87961949/