«Если душа родилась крылатой...»

Загадочная смерть в Елабуге

Загадочная смерть в Елабуге

Индонезия
annataliya
Елабуга... Город на берегу красавицы Камы. Утопающий в зелени, залитый солнцем и светом. Именно таким мы увидели его тем майским утром, когда приехали сюда на маршрутке из Казани. Но Марина Цветаева, прожившая в Елабуге свои последние 11 дней жизни, вряд ли видела его таким. Вряд ли она, вообще, могла воспринимать этот город чем-то иным, чем своим последним нежеланным пристанищем. Хотя... как знать.



Елабуга, прежде всего, ассоциируется с ее именем. В общем-то, и мы решили поехали в этот город из-за Марины. Я не знаю, как жители Елабуги сами относятся к поэтессе, которая, прямо скажем, искренне не любила их город. Но они чтут ее память. Сейчас тут есть целый мемориальный комплекс, который включает в себя площадь Марины Цветаевой, Литературный музей, Дом памяти, Библиотеку Серебряного века, Покровскую церковь, Петропавловское кладбище, музей «Портомойня» и кафе «Серебряный век».
2.



Честно сказать, я не совсем понимаю, как и почему сюда затесалась Портомойня - место, где занимались стиркой жители города. В аннотации сказано, что, возможно, Марина Цветаева тоже стирала тут белье. Ага, в те самые 11 дней, на три из которых она уезжала в Чистополь, а остальные провела в депрессии! Я сомневаюсь, что ей тогда вообще было дело до стирки вещей. Поэтому я расскажу вам об этом месте в следующий раз, а в этот все-таки поведаю о том, какими были дни Марины Цветаевой в Елабуге, и покажу ее памятные места.
Вот она - площадь Марины Цветаевой, открытая в 2002 году к ее 110-летию. Именно она с недавно установленном памятником Марине - то самое центральное место, которое объединяет все остальные объекты мемориального комплекса. 
3.



Но давайте не будем называть их этим сухим словом "объекты", честно говоря, язык не поворачивается говорить так о том доме, где она жила, о той церкви, где ее потом, спустя почти 50 лет после смерти, отпевали.
Сначала мы решили зайти в Литературный музей Марины Цветаевой. Это был небольшой музей в несколько комнат-залов в обычном деревенском доме. Музей ее биографии. 
4.



Фотографии ее отца и матери. Ее детство в атмосфере высокого искусства. Мать Марины была пианисткой, а отец - основателем музея Изящных искусств, того самого, который сейчас называется музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. 
5.



Совсем юной Марина познакомилась со своим будущем мужем - Сергеем Эфроном и влюбилась в него на всю жизнь. "Сережу я люблю бесконечно и навеки. Дочку свою обожаю... Наш брак до того не похож на обычный брак, что я совсем не чувствую себя замужем". 
6.



Две дочери Ариадна и Ирина. Ее строки о них: "Первого сорта у меня были только стихи и дети". 
7.



Многие сейчас склонны обвинять ее в гибели младшей дочери. Но нам ли судить о тех событиях, которые разворачивались в 1919 году в молодой и голодной, полной босяков и нищих страны советов, где интеллигенция не ставилась и в грош? Марина потом напишет, что не может простить себе, что отдала тогда малолетнюю Ирину в Кунцевский приют. Что тогда она сама перебивалась с хлеба на воду, и что ей все говорили, что детские приюты снабжаются продовольствием в первую очередь. Определяя ее в приют, она думала, что тем самым спасает дочку. Но, увы... В приюте Ирина умерла... от голода. 
8.




А потом была 17-летняя эмиграция в Чехию и во Францию. После нее - возвращение домой, арест мужа и дочки Али. В Литературном музее есть копия письма Марины Цветаевой к народному комиссару Внутренних дел - Берии. В нем она пишет, что волнуется за судьбу арестованного восемь месяцев назад мужа. Она был арестован больным, тяжело хворал уже два года. Она просит свидания с ним. Но Берия не разрешает его ей. 
9.



А еще тут есть список, приговоренных к расстрелу узников Бутырской тюрьмы. И первым номером в нем значится Андреев-Эфрон Сергей Яковлевич...
10.



Кроме этих жутких документов сейчас в Литературном музее хранятся некоторые вещи Марины Цветаевой и ее близких. Чайные ложечки, которые она купила во Франции, когда была там в эмиграции. Боже, зачем вернулась? Ведь многие отговаривали ее от этого.
11.



Прядь ее волос, которые сохранила дочка Аля. 
12.



Записка, написанная Сергеем Эфроном о том, как они встречали Новый Год, и как накануне Марина читала свои стихи. 
13.



Пудреница Ариадны Эфрон. 
14.



И много-много фотографий и книг в книжном шкафу, написанных о Марине Цветаевой.
15.



16.



А затем мы отправились в Дом памяти - тот самый дом, в котором Марина Цветаева прожила свои последние дни.
17.



18.



Марина Цветаева вместе с сыном Георгием - Муром, как она его называла, уехала из Москвы 8 августа 1941 года. Уехала на пароходе "Александр Пирогов". Он отправлялся от Речного вокзала, шел до Горького и вез людей в эвакуацию. Целый пароход, заполненный женщинами, стариками, детьми - всеми теми, кто не мог оставаться в Москве. Марину отговаривали от эвакуации, Борис Пастернак лично просил ее остаться в Москве. Но она боялась за сына. Москву уже начали бомбить, а Георгию было всего 16 лет, и он с другими подростками рвался на крыши московских домов гасить фугаски. Марина не хотела уезжать, но...
Она оказалась в группе, которую отправили в Чистополь и Елабугу. Плаванье заняло десять дней. В Горьком пассажиры пересели на пароход "Чувашская Республика". И там, в пути, Марина познакомилась с несколькими литераторами. Они выходили в Чистополе. И она тоже хотела там выйти. Хотела, но не могла. Чистополь уже был полон эвакуированных, и принимали там только тех, у кого в этом городе на берегу Камы были родственники. Поэтому еще несколько часов пути, и Марина оказалась в Елабуге.
Здесь всех эвакуированных стали расселять по домам местных жителей. Марине и Георгию досталась комната в доме Бродельщиковых. Этот дом жилой площадью около 50 квадратных метров, был построен в 1925 году на бутовом фундаменте. Отопление в доме было печным. За всю свою историю дом четыре раза менял хозяев. В 1932 году он принадлежал Бродельщикову Михаилу Ивановичу. Именно его семья как раз и принимала Марину Цветаеву с сыном. Его внешний облик с тех пор изменился. Когда в Елабуге было принято решение создать мемориальных комплекс и выкупить дом, его новые владельцы долго не соглашались. Но потом неожиданно пошли навстречу. И в 2005 году дом выкупил Елабужский государственный музей-заповедник. 
Как я уже говорила, дом был небольшим. Зал, спальня и кухня-столовая. 
В зале Бордельщиковы жили сами. Сейчас в нем воссоздана обстановка 1941 года: стоит мебель того времени, принадлежавшая им швейная машинка "Singer". 
19.



20.



А спальню отдали Цветаевой. 
21.



Как потом рассказывала хозяйка дома, Марина спала на кушетке, а ее сын Георгий на кровати. "Ну, я очень мало могу сказать, ну, жила она десять дней... Привела их сюда управдом, много их было, а она вот как посмотрела, так сразу и остановилась здесь. Ну, она такая печальная, знаете, по фотографиям совсем не похожая. Такой вид у нее был - одета неважно была, длинное какое-то пальто и платье также, фартук вот с таким карманом большим, так в нем и умерла она. Сандалии большие. Вообще, крупная она такая была. Мужские черты лица, в плечах широкая, грудь плоская. Ну, между прочим, так она хорошая была".
В спальне до сих пор сохранился ее маленький чемоданчик, янтарные бусы.
22.



И записная книжечка - особенная ценность, которую очень берегут сотрудника дома памяти поэтессы. Судьба этой книжечки очень интересна. В 1980-е годы Белле Ахмадухлиной хороший знакомый привез из Елабуги подарок - записную книжечку в темно-красном переплете с золотыми лилиями. Георгий Штейман рассказал, что в Елабуге, на дороге к Петропавловскому кладбищу, где похоронили Марину Цветаеву, к нему подошла женщина и спросила: "Это вы из Ленинграда? К Цветаевой?" Она рассказала ему, что ее дядя был раньше столяром и в 1941 году делал гроб "для одной известной женщины, которая покончила с собой". Ее положили в гроб прямо в переднике, в котором она умерла, и из кармана которого торчал блокнот. Столяр взял блокнот себе. Перед смертью он попросил племянницу отдать этот блокнот "кому следует". Так блокнот попал к Белле Ахмадулиной, через некоторое время передавшей эту книжечку Льву Мнухину - знатоку творчества и собирателю архива о Марине Цветаевой. А в 2004 году Мнухин передал эту книжечку музею.
23.



А это - кухня-столовая дома Бордельщиковых. В шкафу и печи - посуда, которой пользовалась Марина Цветаева с сыном. На кухне Марина Ивановна и Георгий завтракали и ужинали, а обедать ходили в ближайшую столовую. 
24.



25.



26.



Снова из воспоминаний хозяйки дома:
"- Но она не очень бедствовала? Не из-за голода это?
- Нет-нет! Летом 1941 года голода еще никто не знал. Да и запасы у нее с собой кое-какие были. Вот придет сюда в кухню ко мне вечером: Пришла, говорит, посмотреть на вас...".
И, наконец, сени - то самое место, где в итоге произошла трагедия. 
27.



За день до этого, 30 августа 1941 года Георгий написал в своем дневнике: "Вчера к вечеру мать еще решила назавтра ехать в Чистополь. Но потом к ней пришли Саконская и некая Ржановская, которые ей посоветовали не уезжать. Ржановская рассказала ей о том, что она слышала о возможности работы на огородном совхозе в 2 км отсюда - там платят 6 рублей в день плюс хлеб, кажется. Мать ухватилась за эту перспективу, тем более, что, по ее словам, комнаты в Чистополе можно найти только на окраинах, на окраинах, на отвратительных, грязных, далеких от центра улицах. Потом Ржановская и Саконская сказали, что они не бросят мать, что они организуют среди писателей уроки французского языка и т.д. По правде сказать, я им ни капли не верю, как не вижу возможности работы в этом совхозе. Говорят, работа в совхозе продлится по ноябрь включительно. Как мне кажется, это должна быть очень грязная работа. Мать - как вертушка: совершенно не знает, оставаться ей здесь или переезжать в Чистополь. Она пробует добиться от меня "решающего слова", но я отказываюсь это "решающее слово" произнести, потому что не хочу, чтобы ответственность за грубые ошибки матери падала на меня. Когда мы уезжали из Москвы, я махнул рукой на все и предоставил матери полностью право veto и т.д. Пусть разбирается сама. Сейчас она пошла подробнее узнать об этом совхозе. Она хочет, чтобы я работал тоже в совхозе; тогда если платят 6 рублей в день, вместе мы будем зарабатывать 360 рублей в месяц. Но я хочу схитрить. По правде сказать, грязная работа в совхозе - особенно под дождем, летом еще ничего - мне не улыбается. В случае, если эта работа в совхозе наладится, я хочу убедить мать, чтобы я смог ходить в школу! Пусть ей будет трудно, но я считаю, что это невозможно - нет! Себе дороже. Предпочитаю учиться, чем копаться в земле с огурцами. Занятия начинаются послезавтра. Вообще-то говоря, все это - вилами по воде. Пусть мать поподробнее узнает об этом совхозе, и тогда примем меры".
Думаю, что у Георгия даже в мыслях не было, что его мать, знаменитая поэтесса Марина Цветаева, собирается покончить с собой. А она нажарила рыбы на кухне для сына, написала три предсмертные записки, зашла в сени и... повесилась. На большом, вбитом в балку гвозде.
28.



Сыну:
"Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але, если увидишь, что любила их до последней минуты, но попала в тупик".
29.



Асееву:
"Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь - просто взять его в сыновья - и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 рублей и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына - заслуживает. А меня простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете - увезите с собой. Не бросайте!"
Эвакуированным:
"Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н.Н.Асееву. Пароходы - страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом - сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте". 
Она заботилась о сыне даже в последние минуты жизни... Как же мне ее жаль...
Марину Цветаеву похоронили на окраине Петропавловского кладбища - без отпевания и креста, без ритуальных церемоний, - как самоубийцу. В землю на месте могилы воткнули палку. Но весной после снегопада ее куда-то унесло ручьями. Место, где она была погребена, стерлось и потерялось с годами.
А осенью 1960 года Елабугу посетила сестра Марины - Анастасия Цветаева. На свободном произвольном месте она установила крест с надписью: «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году по решению Союза писателей крест заменили на гранитную плиту.
И только в 1990-м году Патриарх Всея Руси Алексий Второй дал письменное благословение на отпевание «рабы Божией Марины». Произошло это в церкви Покрова Божьей Матери здесь же, в Елабуге. И с тех пор каждый год 31 августа - в день ее смерти - настоятель этой церкви служит панихиду по Марине Цветаевой...
30.



31.



32.



33.

---------------------------------------------------------------------------------------
 
Источник:
http://annataliya.livejournal.com/854905.html 
⇐ Вернутся назад