Алимов Сергей. Солнце над плотиной.
Сергей Алимов, краевед
Запорожский краевед Сергей Алимов продолжает знакомить
читателей газеты со своими находками работ Константина
Богаевского, написанными во время поездок на строительство
Днепровской гидроэлектростанции.
Он уже рассказал о загадках «Диорамы Днепрострой» («Победа»,
2012, №36 и №37), о неожиданной находке серии рисунков в фондах
Дома-музея Максимилиана Волошина в Коктебеле («Победа»,
2012, №98), о судьбе рисунков, написанных во время плавания
через Днепровские пороги перед их затоплением
(«Победа», 2014, №71).
Солнце над плотиной.
Днепростроевским работам Константина Богаевского уделяется внимание во всех монографиях и многих альбомах, посвященных его творчеству. Художник бывал в
Запорожье на протяжении трех лет. Созданная им серия картин и рисунков стала хроникой гигантского строительства. Она также позволяет проследить развитие индустриальной темы в его творчестве: поиски изобразительных средств и композиционных решений.
Известно более десятка больших живописных полотен. Однако о судьбе некоторых из них пока нет точных сведений. Много рисунков и эскизов хранится в фондах музеев и частных коллекциях. Воспроизводятся обычно только несколько наиболее известных картин, находящихся в собраниях Феодосийской картинной галереи и Симферопольского художественного музея. Настало время учета всех работ, и составления специального каталога, который может быть полезен как запорожским краеведам, так и исследователям творчества Богаевского.
Одной из самых значительных находок последнего времени является графическая работа с традиционным названием «Днепрострой». Следует сказать, что большинство рисунков из этой серии не имеет авторского названиям и датировки. Названия давались составителями каталогов без особой фантазии.
Эта работа была выставлена в Москве в Галерее довоенного отечественного искусства (Галеев-Галерее), расположенной в культурно-историческом сердце Москвы в тихих уголках Патриарших прудов. Ильдар Галеев – эксперт, определяющий художественную политику галереи, рассказал, что в экспозиции почти всегда представлены произведения, которые публика видит впервые. Данная работа Богаевского из собрания ленинградского искусствоведа и коллекционера Бориса Суриса (1923-1991) раннее нигде не публиковалась.
По каталогу она датирована «концом 20-х годов». Но так как Константин Федорович впервые приехал на Днепрострой в 1930 году, то время ее создания следовало бы отнести к «началу 30-х».
Так же можно сказать, что эта работа не принадлежит к числу первых «Днепрогэсов» Богаевского. В своих самых ранних полотнах индустриального цикла художник шел по пути достаточно точной фиксации определенного места и всех технических деталей, так как документальность была непременным требованием. «Здесь нельзя было так свободо обращаться с представшей перед глазами <…> натурой, как я привык распоряжаться в композиции обычных пейзажей с деревьями, скалами и облаками, – пояснял художник. Примером могут служить рисунки, хранящиеся в Доме-музее Максимилиана Волошина в Коктебеле. Но мастерство композиции, выработанное за долгие годы, помогало находить неожиданные решения, благодаря этому они имеют не только документальную, но и художественную ценность.
Однако безудержная фантазия художника не позволяет ему ограничится документированием реального положения вещей. Одновременно с картинами, на которых с документальной точностью изображены строительные объекты и конструкции, художник, давая простор художественному воображению, создал свободные композиции. Наиболее известной является «Днепрогэс ночью» из Фео
досийской картинной галереи, когда огни создают необычайно живописные эффекты и выделяют громаду возводящейся плотины на фоне уходящих в перспективу ажурных мостов.
«Создавая композиции на индустриальные темы, – написал Богаевский в статье «О композиции в пейзаже», опубликованной в журнале «Юный художник», 1939, №3, – я отступал от своих этюдов как в смысле световых задач и цветовых отношений, так и до некоторой степени изменяя расположение самих индустриальных объектов. Передавая свое общее впечатление от виденного <…> я в своей композиции изображаю не какой-нибудь определенный завод, а всю сумму того, что меня поразило в этом крае напряженного героического труда».
Эти слова можно отнести и к работе из собрания Бориса Суриса. Художник достаточно точно показал строительные объекты, но допустил одну вольность: переместил… CОЛНЦЕ. Даже зная, что оно
никогда не может быть в этой точке (это северное направление), я пришел к плотине в день летнего солнцестояния, чтобы убедится, что оно уходит за горизонт левее плотины.
Небо всегда было значимым компонентом в картинах Богаевского и занимало иногда более половины площади полотна. Облака и светила – солнце, звезды, кометы – несли в них глубокую смысловую нагрузку.
Образ солнца неоднозначен в картинах Богаевского. В одних оно лучезарное светило: освещает, озаряет, подчеркивает красоту природы. Его лучи связывают небо и землю.
В других – солнце над покинутыми людьми городами, исторгает испепеляющие лучи, карающие грешную землю. Старается расплавить, стереть человеческие творения. Максимилиан Волошин назвал солнце на ранних картинах Богаевского апокалипсическим.
В картине «Днепрострой», написанной с нижней точки, вертикальные «быки» плотины устремляются ввысь навстречу нисходящим солнечным лучам. Они тянутся к солнцу, которое искусственно введено в композицию, чтобы подчеркнуть их рост.
Следует отметить, что такое композиционное решение уже известно. В Феодосийской картинной галерее есть карандашный рисунок «Яркое солнце над плотиной Днепрогэса», а в Запорожском художественном музее акварель в розовых тонах. Но работа из коллекции Бориса Суриса является более выразительной, и, по субъективному мнению автора статьи, она одна из лучших в Днепростроевском цикле Константина Богаевского.
Сергей Алимов, краевед
⇐ Вернутся назад