Антон Орехъ. Высоцкий. Глава 16. Фундамент Высоцкого
Автор текста: Антон Орехъ: слушать
В жизни Владимира Высоцкого счастливый случай играл все-таки не последнюю роль.
Вот так однажды Высоцкий зашел в гости к Петру Тодоровскому поесть овсяной каши, а в результате все мы получили несколько замечательных записей.
Петр Тодоровский, 70-е
Это было летом 1969 года в Одессе, где жил тогда выдающийся режиссер Петр Ефимович Тодоровский.
Одесса тех лет – это наш Голливуд. Там работали на натуре все киностудии страны. По воспоминаниям Петра Ефимовича, Высоцкий в то время снимался в «Опасных гастролях». И заходил в гости довольно часто.
Владимир Высоцкий, 1969 год
Тодоровские жили прямо напротив Одесской киностудии.
У Высоцкого обострилась язва желудка, а супруга Петра Ефимовича – Мира Григорьевна, замечательно варила целебные каши. И вот зашел Высоцкий однажды на кашу, да и предложил Тодоровскому сыграть вместе: слушать
На бобине оказалось в итоге семь песен.
Например, хорошо всем известная песня про Жирафа. Тодоровский не только подыгрывает на второй гитаре, он еще и «подухивает» – у-у – так что можно сказать, что они и спели на два голоса: слушать
А в скором времени после их совместной с Высоцким записи Тодоровского ждал сюрприз: слушать
Тодоровский честно признавался, что близко и регулярно они с Высоцким не общались и друзьями «не разлей вода» их назвать сложно.
Поначалу и отношение к песням Высоцкого у него было сомнительное: слушать
Режиссер Петр Тодоровский
Как вспоминал Петр Ефимович, Высоцкий постоянно что-то сочинял и всегда появлялся с новыми песнями.
И когда он пришел к нему домой и предложил записаться вдвоем, Тодоровский понял, что ни одной из этих песен не знает. Но на своей семиструнной гитаре он играл виртуозно, поэтому сымпровизировать и подстроиться под Володину «ритмическую основу» Петру Ефимовичу было совсем несложно.
Владимир Высоцкий, «Ноты»: слушать
Владимир Высоцкий. Одесса, май 1969 года
Тодоровский и Высоцкий – люди разных поколений.
И разного жизненного опыта – хотя бы потому, что Высоцкий войну застал ребенком, а Тодоровский прошел последние два года Великой Отечественной и дошел до Берлина.
Приказ подразделения №:58/н от 07.05.1945. Фото с сайта «Подвиг народа»
Тем ценнее его теплое отношение к военным песням Высоцкого и тем ценнее его участие в записи «Охоты на кабанов»: слушать
Петр Тодоровский в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май…», 1970 год
Одесса, как мы уже сказали, была местом бойким и компанейским.
Поэтому встречались Тодоровский с Высоцким, так сказать, и в неформальной обстановке.
Фрагмент интервью Льва Черняка и Олега Васина. 10 апреля 1997 года
Петр Ефимович рассказывал, как однажды Володя позвал его на знаменитый пляж Санжейка.
Шашлыки, раки, водочка. Развели костер. У костра еще и Станислав Говорухин, и Всеволод Абдулов.
Владимир Высоцкий. Одесса, май 1969 года
Высоцкий начал петь.
И через какое-то время вдруг с разных сторон из темноты потянулись люди, отдыхающие. И Владимир пел им до самого утра, и все жалели, что ни у кого оказалось с собой магнитофона, потому что был Высоцкий в тот день в ударе.
Владимир Высоцкий на т/х «Аджария». Одесса, октябрь 1969 года. Фото М.Ганкина
Вспоминал Петр Ефимович и другой забавный случай, когда во время очередных съемок целая киношная компания собралась в Доме работников искусств: слушать
Кроме той памятной пленки с песнями, записанной у Тодоровского дома, был еще один эпизод их совместного творчества.
Владимир Высоцкий и Петр Тодоровский на съемках кинопробы «Баллады об оружии» к фильму «Бегство мистера Мак-Кинли». «Мосфильм, 1973 год
В 1973 году Михаил Швейцер снимал свой фильм «Бегство мистера Мак-Кинли».
Высоцкий написал для фильма целых девять баллад, и на «Мосфильме» успели даже сделать кинопробы.
Владимир Высоцкий и Петр Тодоровский на съемках кинопробы «Баллады об оружии» к фильму «Бегство мистера Мак-Кинли». «Мосфильм, 1973 год
Из тех съемок чудом уцелела лишь одна, на которой Владимир Семенович исполняет «Балладу об оружии».
Черновой автограф песни «Баллада об оружии»
Если посмотрите запись этой пробы, обратите внимание на гитариста с усами.
Это и есть Петр Тодоровский.
Черновой автограф песни «Баллада об оружии»
Владимир Высоцкий, «Баллада об оружии»: слушать
«Баллада об оружии» в фильм «Бегство мистера Мак-Кинли» не вошла, как впрочем, и многие другие песни, написанные для этой картины.
Но это уже другая, отдельная история.
Черновой автограф песни «Баллада об оружии»
А я благодарю за помощь в подготовке этой программы Льва Черняка и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Петракова, Олега Васина, Игоря Рахманова, Валерия Басина и Александра Ковановского.
Публикация интервью с Петром Тодоровским в газете «Ленинское знамя», 25.01 1987 г.
Катушечный магнитофон «Grundig», на который в 1969 году в Одессе были записаны семь песен Владимира Высоцкого в сопровождении Петра Тодоровского
А у Петра Ефимовича Тодоровского на память о Высоцком остался… фундамент.
Фундамент дачи Владимира Семеновича и Марины Влади. После смерти Высоцкого участок купил кинодраматург Эдуард Володарский, а впоследствии его приобрел уже Тодоровский. Сам дом не сохранился, но крепкий фундамент Высоцкого Тодоровскому послужил хорошо.
Фронтовики. Булат Окуджава и Петр Тодоровский. Начало 60-х
С четвероногим другом
Олег Васин и Петр Тодоровский в момент интервью. 10 апреля 1997 года. Фото Льва Черняка
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Олега Васина, Сергея Алексеева и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
— рукописи из альманаха «Архивы рассказывают» (составители Ю.Гуров, С.Демин, Б.Черторицкий), издательский дом «Вертикаль», Новосибирск, 2016 г.
Источник:
http://echo.msk.ru/blog/odin_vv/1764078-echo/