«Если душа родилась крылатой...»

Мой путь к Марине Цветаевой

 

У каждого есть своя Обетованная земля.

Моя земля Обетованная - Марина Цветаева.

Вера Астахова 

                                                                                                                         Марина Цветаева

* * *

И вот, навьючив на верблюжий горб,
На добрый — стопудовую заботу,
Отправимся — верблюд смирен и горд —
Справлять неисправимую работу.

Под тёмной тяжестью верблюжьих тел —
Мечтать о Ниле, радоваться луже,
Как господин и как Господь велел —
Нести свой крест по-божьи, по-верблюжьи.

И будут в зареве пустынных зорь
Горбы — болеть, купцы — гадать: откуда,
Какая это вдруг напала хворь
На доброго, покорного верблюда?

Но, ни единым взглядом не моля,
Вперёд, вперёд, с сожжёнными губами,
Пока Обетованная земля
Большим горбом не встанет над горбами.

 

14 сентября 1917

 

                          

 

Так рождался музей и сайт.

 

«Моя дорога и ко мне дорога уединенная».

Марина Цветаева

(к296, с118)                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 В нашем доме два музея: Марины Ивановны Цветаевой и Владимира Семёновича Высоцкого – с этих слов мы начинали знакомиться с любым человеком. 38 лет жизни добровольно потрачено на собрание материалов для этих музеев. С мужем, Астаховым Валентином Алексеевичем, мы познакомились в 1967г. – с этого момента наши музеи начали пополняться экспонатами. Через год мы поженились во многом благодаря общей любви к песням Владимира Высоцкого. Всей семьей вели поиски, покупали, доставали, фотографировали, копировали, печатали, ездили в другие города, читали, слушали, смотрели, записывали, знакомились, общались. Музеи стали основной частью нашей жизни. Самые дорогие подарки для нас были – книги, фото, статьи, песни, стихи наших любимых поэтов. Мне дарили Цветаеву, Валентину – Высоцкого. И мы были самыми счастливыми даже в самые трудные дни нашей жизни. В 2003 году Валентин ушёл из жизни и, как сказал поэт В.Высоцкий: "Всё теперь одному, только кажется мне…"

Я продолжаю жить и работать. Теперь мне во всех делах помогает наш 13-летний (сейчас уже 19-летний) внук Артур, он тоже любит их творчество. И я очень надеюсь, что наше дело не пропадёт. Сейчас уже  третья версия сайта,  посвященая Марине Ивановне Цветаевой и Запорожскому музею Марины Цветаевой. На созание первой версии сайта www.astahova.com  был выигран грант в Благотворительном фонде "Єдність за майбутнє", создание второй версии сайта -  www.tsvetaeva.com.ua - было осуществлено за счёт  подаренных средств моими детьми - дочери Маргариты и зятя Олега Якуниных, эта - www.m-tsvetaeva.org - третья версия сайта осуществлена на средства Бориса Борисовича Мансурова  - цветаевца, поэта, писателя, исследователя жизни и творчества Бориса Пастернака. А сейчас сайт поддерживается несколькими друзьями и цветаевцами (см. раздел Дарители). Я бесконечно благодарна этим людям! Низкий вам поклон, мои дорогие!

assets/gallery/61/2354.jpg

1. Душа моей души - Марина Цветаева


«Все повторяю первый стих».

Марина Цветаева

 

Марина Ивановна Цветаева – Великий Поэт. Она вне времени. Она - Поэт всех времен! И каждый приходит к ней своим путем. "Чтобы узнать Поэта, нужно посетить его страну", - говорил Гете. Мой путь к моему любимому поэту был нелегким, но сразу и навсегда!

Марина Цветаева – моя жизнь! Так говорю я всем, кому хочется сказать самое главное о себе, кому могу доверить эту тайную ниточку к моей душе. Почему тайную ниточку? Да потому, что, как сказала обо мне моя подруга - Татьяна Васильевна Скорикова: "…не все ее знакомые разделяют любовь к "сложной" Цветаевой…".

В августе 1965 года, когда мне было 14 лет, я вместе с мамой и братом отдыхала в Ялте у маминой сестры - Александры Ивановны Феценец, которая жила на Дарсане. Как-то, гуляли мы по городу с тетей Шурой и, проходя мимо одного здания, она взяла меня за плечи, повернула к нему лицом и сказала: "В этой школе, когда-то гимназии, училась Марина Цветаева, Великий Поэт! Запомни, Верочка, это имя на всю жизнь!". И вот с этого момента моя жизнь неразрывно связана с этим именем, с судьбой этой удивительной женщины и Поэта.

Я-то запомнила имя, но где книгу взять и самой прочесть, как убедиться в том, что тетушка права? Кого ни спрошу - никто о ней не слышал. И вдруг, только в 1968 году, в знак доверия, как "подарок на одну ночь", мне дали маленькую серенькую книжечку стихов Марины Цветаевой. Я еще подумала тогда: "У Великого Поэта - и такая маленькая книжечка? Так мало стихов?". Открыла книжечку и - читаю:

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед....

 

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли...

 

У меня в Москве - купола горят.

После первых же строк чувствую – дух перехватывает! Прочитала еще несколько стихов. Вскочила, заметалась по комнате, выбежала на воздух: сердце выскакивало из груди, пульс стучал в висках, дыхание такое, что вот-вот в небо улечу, крылья за спиной растут, мало простора, мысль опережает мысль, в душе – ураган, будто не кровь в жилах течет, а шампанское играет… Что же это такое со мной происходит? Что за неожиданная радость?! Какие муки!

Вскрыла жилы: неостановимо,

Невосстановимо хлещет жизнь.

Нет… она … много написала… Да, да - много! Ведь для меня достаточно даже нескольких слов, чтобы прийти в такое состояние и думать, думать над написанным ею! Что же это за силища такая, что за мощь, что за чувство каждого звука?! А знаки препинания, особенно ее тире?! Они же, как живое существо – говорят со мной! А иногда даже кажется, что Цветаевой этих знаков не хватает, ей нужны еще какие-то, еще не придуманные человеком. Но они есть! И только она их видит! И только в ее творениях их слышит читатель! Знаки чувствуют меня, как будто подслушивают дыхание моей души, передавая малейшие интонации ее души - моей. Намного позже я нашла у самой Марины Ивановны, в ее поэме "Попытка Комнаты", ответ на свой, не дающий мне покоя, вопрос. Она писала: "Весь поэт на одном тире // Держится…". Я этого пока еще не знала…

А это доверие к читателю, т. е. ко мне, девчонке? Откуда она знала, что мне, начинающему читателю, понять ее формулы, увидеть недоговоренное будет легче, чем понять подробные описания и долгие, разъясняющие, вводящие в смысл стиха предложения? Никакой скидки на возраст! Сколько слов пропущено автором в расчете на то, что читатель до-со-творит вместе с ним. Господи, как просто, как гениально! Строки – мысли – формулы… Она разговаривает со мной не предложением, а каждой буквой!

Этому ее научили в той самой школе? Доставай кусочки своей души, вставляй значения в ее формулы и получай результат – отражение своих мыслей в чужом стихе. Обнажила, раскрыла - мне же – мою душу! Да кто же она такая? Сколько ей лет? Ах, да, стихи-то написаны в начале века… Откуда родом? Вот бы побольше узнать о ее жизни! Что надо было пережить и что прочувствовать, чтобы так и такое написать, чтобы на листе бумаги появились такие откровения? Какая смелость! Кто еще, скажите, даже из мужчин, так раздевал свою душу перед читателем? Да разве женщине под силу так писать? Как она могла? Как сумела так глубоко проникнуть в мою душу, вывернуть ее наизнанку, наполнить ее кислородом, поднять до небес и при этом сказать: "Я тут ни при чем – это ты сама так захотела, сама выбрала путь - путешествие по стране моей души – души поэта. Не хочешь, закрой книжку, ложись спать, а хочешь – читай дальше, иди за мной… иди…"?! И, конечно же, я не спала – читала, и шла, как загипнотизированная шла за ней. Снова читала, еще и еще. Временами казалось - силы мои на исходе. Все! Больше не могу! Не вмещают легкие столько кислорода. И тогда закрывала книжку, но все равно не спала. Я поняла - ради чего стоит жить! Как воздушный шар, моя душа воспарила над телом, и осталось оно одиноко лежать, как ненужная по весне, сброшенная змеиная кожа. Лежало неподвижно, чтоб не мешать душе думать: о себе, о ней, о своей жизни, о ее жизни, о силе поэзии, о силе духа и мысли, о счастье, о любви и разлуке. Мне нужно было время, чтобы все осмыслить. Я сдалась… ей в плен... добровольно… Ах, как права была моя тетушка! Стало ясно, что без стихов Цветаевой, без ее способа выразить чувства и мысли, без ее души, без воздуха, каким дышит Марина я уже жить не смогу. И не смогла… Она вошла в мою жизнь! Марина Цветаева – мой Поэт! Она - душа моей души!

С тех пор изучаю ее жизнь и творчество, историю ее семьи, каждый человек в которой по-своему интересен и самобытен. Теперь у меня домашний музей Марины Цветаевой, и он состоялся во многом благодаря моему мужу – Астахову Валентину Алексеевичу, дочери Маргарите и маме Колубовой Надежде Кононовне, которые с большим пониманием относились к моему увлечению, вместе со мной отказывая себе ради Цветаевой даже в необходимом, а так же моим друзьям, добывающим и дарящим материалы. В нем собраны сотни книг Марины Ивановны, книги о ней и ее окружении (в том числе с автографами авторов). И еще огромное количество статей, альбомы, стенды, фотографии, значки, юбилейная медаль, вещи времен жизни Марины Ивановны, пластинки, аудио и видеозаписи, письма, корректуры и др. Мне посчастливилось общаться с талантливыми замечательными людьми, любящими и знающими творчество Марины Цветаевой и ее жизнь, это:

- писатели, литературоведы, биографы, исследователи - Ирма Викторовна Кудрова, Лев Абрамович Мнухин, Надежда Ивановна Катаева-Лыткина, Милена Всеволодовна Рождественская, Ирина Ильинична Петрова, Светлана Марковна Магидсон, Александр Васильевич Труханенко;

- сотрудники Московского Культурного Центра Дома-Музея Марины Цветаевой - Эсфирь Семеновна Красовская, Людмила Максимовна Шейн;

- экскурсовод, постановщик фильмов о Марине Цветаевой Кокурина Елена Михайловна;

- исполнительницы стихов и прозы М. Цветаевой – Антонина Михайловна Кузнецова и Калерия Павловна Ольховская;

- создатели, хранители крымских музеев - Алла Алексеевна Ненада, Надежда Семёновна Садовская, Нина Николаевна Грин, Любовь Петровна Сорокина – Печерикина, Борис Петрович Полетавкин, Ольга Байбурдская; а так же одна из создателей Музея Марины Цветаевой в Тарусе – Ольга Владимировна Хорошева;

- энтузиасты, знатоки и страстные собиратели культурного наследия Серебряного века – Владимир Андреевич Макаренко, Сергей Александрович Алимов, Глеб Николаевич Маслов, Алексей Иванович Смоленцев, Филипп Левичев, Лилия Фогельзанг (Цибарт), Мельник Галина Петровна;

- режиссеры, сценаристы и артисты - Андрей Михайлович Зинчук, Борис Николаевич Борисов, Георгий Владимирович Червинский, Виктор Васильевич Попов, Светлана и Владислав Лебедевы, Татьяна Мозоленко, Дмитрий Московцев;

- поэты, люди разных профессий, посвятившие свои стихи М.Цветаевой – Нина Георгиевна Козлова, Сергей Михайлович Катыхин, Галина Григорьевна Яковлева, Арсения Чайка; и многие-многие другие.

А еще я проводила вечера и Цветаевский костёр, устраивала выставки, посвященные памяти М. Цветаевой.

Я собираю все, что можно найти. И если вы, дорогие посетители сайта, имеете какие-либо материалы в "живом" или в электронном виде, какими сможете поделиться,и если вы посчитаете мой музей достойным, чтоб подарить новые материалы или что-либо из своего творчества да ещё с автографом, я буду бесконечно рада и признательна, буду вам благодарна. Как и всем тем, кто внёс свой вклад в создание моего музея, подарив материалы, что-то подсказав или дав совет, оказав физическую или материальную помощь, а также духовную поддержку на этом трудном моём пути. >> См. Дарители

 

2. Долг дочерний.

«Высоко горю и горю до тла,

И да будет вам ночь светла».

Марина Цветаева

 

О Марине Цветаевой можно говорить бесконечно. Сотни людей изучают ее жизнь и творчество, желая прикоснуться к ее душе, заглянуть в ее самые потаенные уголки; чтобы разгадать, как и какая стихия родила такого Поэта; чтобы увидеть, откуда черпала она ту невероятную силу души, поступков и слова; чтобы через мир ее души - понять себя. Стихи, стихия… Столько уже написано, исследовано, и еще не одно поколение будет биться над этим, будет, читая ее, со-творить вместе с ней, будет задумываться над вечными вопросами: о жизни и смерти, о грехе и святости, о правде и лжи, о верности и предательстве, о великой любви, о "безмерности души в мире мер".

Частичкой ее души была ее дочь, Ариадна Сергеевна Эфрон (1912-1975).

Однажды, в середине 80-х годов прошлого ХХ-го века, когда я жила в г. Шевченко (теперь г. Актау), прекрасная женщина, светлая душа, мой духовный Учитель - Тамара Михайловна Павленко, ставшая талантливой писательницей - Поэтом в прозе, в мои жаждущие руки вложила слово Ариадны Сергеевны - книгу "Ариадна Эфрон. О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери", тем самым, открыв для меня еще одну уникальную личность. Прочитав книгу, я поняла, каким разносторонним даром обладала дочь Марины Ивановны, какой харизматической личностью была Ариадна Сергеевна Эфрон – богатейшей души человек, писательница, переводчица, художница. Любовь к родителям и брату, острая наблюдательность, художественное восприятие мира дали возможность Ариадне Сергеевне в мельчайших живых подробностях описать трагическую судьбу матери и всей семьи - в воспоминаниях и своей обширной переписке. Ее эпистолярное наследие, особенно переписка с Борисом Пастернаком, имеет большую художественную ценность. Стихи маленькой Али Марина Цветаева включила в свой сборник стихов. А в 1919 г. Марина Ивановна писала: "Аля, это моя скрытая (выявленная) гениальность. – Как мои сны. – Сама я так никогда бы не решилась выявить себя в жизни". Переводы Ариадны Сергеевны стоят в ряду с переводами других известных переводчиков. Прожив тяжелую жизнь, побывав в тюрьме, на каторге и находясь много лет в ссылке, пережив потерю всех своих родных, она не сломилась, и, как и ее мать, "одна - за всех – противу всех" работала и боролась за сохранение памяти о матери – М.И.Цветаевой, являвшейся, по словам И.Бродского и, по моему глубокому убеждению – "самым крупным Поэтом ХХ-го столетия" 1. Как писал мне Владимир Макаренко: "Ариадне Сергеевне таланта было отпущено, по крайней мере, не меньше, чем ее матери и жизнь ее просится в серию "ЖЗЛ". Да! Я с ним полностью согласна. И не только таланта, но и души - Ариадна Сергеевна максимально выполнила свой дочерний долг. Жизнь ее состоялась!

Материалы о жизни и творчестве членов семьи Марины Цветаевой, и о её современниках вы также сможете со временем найти на этом сайте.


3. Самое дорогое.

Письма Ариадны Эфрон

 

«Так писем не ждут,

Так ждут – письма…»

Марина Цветаева


«Тебе – через сто лет»

Марина Цветаева

Как самое дорогое, я храню два письма и открыточку от дочери Марины Ивановны Цветаевой — Ариадны Сергеевны Эфрон, сберегающие движение ее мысли, биение ее сердца и тепло ее рук. А также много других писем и материалов, собранных и созданных удивительной семьей Савинич – Макаренко, и посвященных уникальной семье Цветаевой–Эфрон, переданные мне Владимиром Андреевичем. Они вложили в них жизнь и душу. Для меня это большая честь! В молодости, по наивности, я хотела разгадать тайну души Марины Цветаевой. И чем больше я узнаю о ней, о ее семье, о том времени, в какое она жила, и людях, какие ее окружали, тем больше возникает вопросов и загадок, тем больше убеждаюсь, что постичь Поэта невозможно, можно только чуть-чуть приблизиться к нему. И делать это надо осторожно, с любовью.

Как-то в разговоре с режиссером Георгием Владимировичем Червинским, поставившим несколько прекрасных спектаклей по произведениям Марины Цветаевой, я сетовала на то, что не сохранился в записи на пластинках живой голос Цветаевой. Он ответил мне: "Живой голос Поэта – в его творениях". Как он прав! Но, все же, очень хотелось бы… В этих письмах слышится живой голос Ариадны Сергеевны.

Л. А. Марехбейн мне писала: "Жаль, что Марина Ивановна не знает, кем она стала для множества людей на Родине", а я бы добавила – и во всем мире. Мечта дочери Поэта – Ариадны Сергеевны - сбылась: книги Марины Ивановны Цветаевой сейчас выходят огромными тиражами. Для нас, потомков дорого каждое ее слово, дорога каждая минута ее жизни, и даже каждое воспоминание, каким бы оно ни было, а так же все, что касается ее семьи. Для нас, к кому она обращалась в своем стихотворении "Тебе - через сто лет", написанном еще в 1919 г.:

И грустно мне еще, что в этот вечер,

Сегодняшний – так долго шла я вслед

Садящемуся солнцу, – и навстречу

Тебе – через сто лет.

 

Она идёт к нам навстречу, встречайте!

Как-то мой любимый старший брат Владимир Феодосьевич Васильев, мой движитель и вдохновитель, поздравляя меня с днем рождения, писал: "Неистовая Искательница! Созидательница!... Поздравляю тебя с достижением еще одной вехи, рубежа на пути к своей великой мечте!... Марина ждет. Ее почитатели – тоже. И я жду. Так значит, есть для чего жить! И в этом есть наивысшая суть!".

А еще, когда-то при встрече с удивительной женщиной, биографом М.И.Цветаевой- Ирмой Викторовной Кудровой, расставаясь со мной, на прощанье она произнесла слова, ставшие для меня заповедью: "Верочка, читайте, больше читайте Марину Ивановну Цветаеву и тогда Ваша мечта сбудется!".

Моя мечта начинает сбываться.

Всем, кто прочтёт эти слова и посетит мой сайт, я передаю эту заповедь и желаю того же.

Пусть сбудутся ваши мечты!

 Ваша Вера Астахова.

 

 

1. к641, с6. Бродский о Цветаевой.  Диалог с Соломоном Волковым. Интервью. Эссе о Марине Цветаевой - есть в музее у Веры Астаховой


 

КОНТАКТЫ:

 

 

 

E-mail:  tsvet.astahova@gmail.com  (Новый эл.адрес  Музея Цветаевой у Веры Астаховой )

E-mail: vv.avp.zp.muzei@gmail.com (Новый эл.адрес Музея В.С. Высоцкого у Веры Астаховой)

тел. +38-063-366-09-44

 

 

 


Комментарии (0)





Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий: