«Если душа родилась крылатой...»

Савельева Н. В защиту школьного Музея им. Марины Цветаевой в Гимназии, шк.1619.

У Антонины Петровны Марьиной, друга моего и коллеги, инфаркт. Ей 86 лет. Инфаркт случился несколько дней назад после сильнейшего потрясения. Но она нашла силы рассказать мне о произошедшем.

Разорён школьный музей Марины Цветаевой в Строгино. В гимназии №1619 имени Марины Цветаевой. 30 января на глазах детей вынесли экспонаты. «Быстрее, быстрее!» – торопила завуч Диана Юрьевна Соколова. Так же быстро в освободившийся класс внесли парты. Класс пока пустует. Экспонаты разобрали по домам учителя и дети.

Хотя осталось второе музейное помещение – холл. Но там тесно для такого музея. Музея с мировым именем. Музея с историей – он открылся в 1992 году. И лицензия была с самого начала на два помещения.

Инициатива создания музея принадлежала Надежде Ивановне Катаевой-Лыткиной, легендарному человеку, о котором я не раз писала. Хирургу, искусствоведу, фронтовику, спасителю цветаевского дома в Борисоглебском переулке и основателю московского Дома-музея Марины Цветаевой. Я дружила с Надеждой Ивановной, и она планировала, чтобы впоследствии я занималась в музее школьной программой, работала с детьми по цветаевской теме. Этого не случилось, в 2001 году Надежда Ивановна ушла из жизни.

А тогда, в начале 90-х, мы с ней мечтали создать школьный Цветаевский музей. Искали подходящую школу. Рядом с музеем были школы, но одна занималась английским языком, другая – развивающим обучением… На счастье, мы встретились с Антониной Петровной Марьиной, словесником из отдалённого тогда московского района Строгино. Надо знать характер и темперамент Антонины Петровны! Всю жизнь отдала она детям, литературе. Преподавала в СССР и других странах по дипломатической линии. Работала в Праге в знаменитом Карловом университете, многое знала о Марине Цветаевой, ее жизни и творчестве в Чехии.

Марьина получила за свою жизнь немало грамот и благодарностей. Даже из рук Андрея Андреевича Громыко в 1967 году.

Антонина Петровна идеей музея загорелась! Начали собирать документы. Я отнесла их в управление образования. Там их потеряли, мы делали новые, снова относили… 

И всё получилось! Музей приветствовала Анастасия Ивановна Цветаева, ей было 97 лет, шёл последний год её жизни. На открытии была внучка её, Ольга Трухачёва, молодой ещё художник Георгий Шишкин (подаривший школе замечательный портрет Марины Ивановны Цветаевой) и другие интересные люди.

Я написала тогда большой очерк для нашей газеты – «И была Александровская слобода…» В январе 1993 года Антонина Петровна с ребятами, и я ездили в старинный город Александров на школьные Цветаевские чтения.

Музей рос, развивался. Где только не побывали Антонина Петровна с детьми! В Чехии, Югославии, Франции, во всех Цветаевских местах России! Читали стихи, ставили спектакли, делали газеты, устраивали конкурсы! Выступали в посольствах. В Доме-музее защищали рефераты. Я была в жюри. Инсценировали пьесы Марины Цветаевой.

Это была большая работа. Настоящее горение. Служение. История. Память. Творчество. Дети и их руководитель просто жили музеем!

Даже ближайшую автобусную остановку благодаря хлопотам Антонины Петровны  назвали: «Школа имени Марины Цветаевой»!

Прошло 22 года. И – вот разорение, варварство. В Год литературы!

Антонину Петровну о демонтаже комнаты не известили. Всё делали тайно. Так же тайно когда-то хоронили Пушкина.

«Нечестно разорять музей!» – кричал  восьмилетний Артём Золотов, юный экскурсовод. Да-да, экскурсоводами музея «работают» даже малыши. Артём прибежал со своего этажа. Была и ученица 4 класса Настя Вишнякова. Учитель истории Галина Владимировна Симшова помогала прятать экспонаты. Перечень вынесенных раритетов составить не успели.

Разорённый класс был литературно-музыкальной гостиной, в нём проходили конкурсы, чтения, праздники… Там хранились письма Анастасии Цветаевой и её внучки Ольги Трухачёвой, послания из разных стран, подарки Дмитрия Сергеевича Лихачёва, Зураба Церетели, из разных музеев и школ. Памятные книги, телеграммы от послов, публикации.

А что же молодой директор, Александр Александрович Ждан? Он хладнокровен. Родители написали ему письмо-протест, Антонина Петровна попыталась объясниться… – никакой реакции. Придя работать в школу, директор и понятия не имел, кто такая Марина Ивановна Цветаева. Как не имел, и педагогического диплома. Владел и владеет своей фирмой.

Его аргументы: зачем два помещения музею? Зачем вообще в школе музей? Какую выгоду он приносит?

Странно было бы в нашей газете рассуждать о пользе и необходимости школьных музеев. Дико – подсчитывать коммерческую выгоду. Но факт остаётся фактом – в Москве повсеместно закрывают школьные музеи. Государственные музеи хоть приносят доход. А здесь? Но школьные музеи воспитывают, учат детей понимать проблемы истории и общества, любить литературу, музыку, театр… Дети сами формируют фонды, дети живут подлинным делом. Дети учатся! Дети ЛЮБЯТ.

Полтора десятка лет в Москве насчитывалось около 400 школьных музеев, в основном военно-исторических, а теперь и этнографические, и детского творчества, и музеи природы… Сейчас в Москве несут службу больше 1500 школьных экспозиций с 18 профилями и направлениями. Эти данные я взяла из газеты «Аргументы недели», №2 от 22 января 2015 г.

Неужели Москва допустит разорение уникальных очагов культуры? Особо, если речь идет о Школьном Музее великого поэта России. И как потом глядеть в глаза детей и родителей? В глаза НАСТОЯЩИХ учителей?

Неужели теперь наступает и НОЧЬ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ?

 

Наталья САВЕЛЬЕВА

⇐ Вернутся назад