«Если душа родилась крылатой...»

Кейльман Сетлана. С КУРОРТА НА КУРОРТ

 

 С КУРОРТА НА КУРОРТ

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!

 М.Ю. Лермонтов 

Кисловодск манил давно. Но Крым, нами не до конца изведанный и  не до конца нами исследованный,  манил больше: синие окоемы Волошина сводили с ума.

Но однажды, по пути в Крым, мы посетили  Тамань.
М.Ю. Лермонтов, великолепным памятником, встретил нас на берегу Черного моря. Он не стал жаловаться, что Тамань – «самый  скверный городишко из всех приморских городов России» и что он «чуть-чуть не умер с голода» и что его  «хотели утопить»; нет, Михаил Юрьевич Лермонтов приветливо пригласил нас посетить Музей своего имени. 

Надо сказать, что посещение любого города в наших путешествиях  начиналось с посещения Музеев, и надо отметить, что экскурсоводы, где бы мы ни были, с такой любовью и с таким воодушевлением рассказывают о своих Музеях, что диву даешься. 

Музей  М.Ю. Лермонтова малюсенький, но очень информативный. Светлану, экскурсовода, мы слушали с восхищением, а она нам - с восхищением о судьбе своего любимого Лермонтова. Удивившись, что мы никогда не были  ни в Пятигорске, ни в Кисловодске, она пожелала нам, при случае, обязательно посетить Лермонтовские места на Кавказе и обязательно посетить Гору-Кольцо, которую Лермонтов увековечил в «Герое нашего времени» 

Гора-Кольцо?! Как интересно! 

Кисловодск уже не манил, Кисловодск уже заманивал! 

Желание посетить Кисловодск еще больше усилилось после прочтения книги Вячеслава Недошивина «Цветаева и пустота», где в самом начале  красовалась фотография «Гора Кольцо. Кисловодск. 1937». На той фотографии   у подножия  горы  расположилась многочисленная  группа отдыхающих, а  в центре -  Сергей Эфрон и Ариадна Эфрон. 

Ну как же не съездить и, ну как же не посетить нам эту знаменитую гору. 

И тут, к  великому моему изумлению, узнаем, что Моя Любимая Цветаевка из Новосибирска этим летом едет отдыхать в …Кисловодск! Решение было принято мгновенно: и мы тоже этим летом едем отдыхать в …Кисловодск!

И вот мы  уже мчимся в Кисловодск по очень длинной дороге, через Джубгу, потому  что короткая, через Красную Поляну, пока еще в стадии строительства.

 

 Идея сблизить Краснодарский край и Кавказские Минеральные Воды зародилась очень давно, еще в  прошлом веке.  Новая дорога «Сочи-Кисловодск»,  обещается  быть платной, но зато, в три раза короче: пять часов - и мы у цели! -  а пока надо ехать все двенадцать. 

 Итак,  мы мчимся  в неизведанную даль, от Аибги в сторону Домбая, за новыми  впечатлениями и приключениями.

Впереди нас ждут – три! -  запланированные встречи и неизвестное количество не запланированных,  а в сумочке лежат  две фотографии:  одна из семейного архива с моим папой на реке Ольховка, а другая - отсканированная из книги В. Недошивина «Цветаева и пустота», где у подножия  Горы-Кольцо, расположилась многочисленная  группа отдыхающих,  в центре которой муж и дочь Марины Цветаевой: Сергей Эфрон и Ариадна Эфрон.

  

  

Интересно, найдем ли мы на  реке Ольховка тот  камень недалеко от  мостика, на котором  мой папа фотографировался в 1960 году?

Интересно, какая она сейчас, эта знаменитая Гора-Кольцо? Сохранилось ли «Колечко»?

И найдем ли  мы то место, где счастливая группа отдыхающих  позировала для неизвестного фотографа 1937 года.

Мы мчимся  на Кавказ, в край,  воспетый и А.С. Пушкиным, и А. А. Бестужевым-Марлинским, и М.Ю. Лермонтовым, и графом Л.Н. Толстым, и А.П. Чеховым, и многими-многими другими поэтами и писателями, но только М.Ю. Лермонтов увековечил гору Кольцо в своем произведении «Княжна Мэри»:

 

"Верстах в трех от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом; это — ворота, образованные природой; они поднимаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний, пламенный взгляд. Многочисленная кавалькада отправилась туда посмотреть на закат солнца сквозь каменное окошко..."

Так и есть, не доезжая трех километрах до Кисловодска,  увидели указатель - «Гора Кольцо», пять минут пути и… перед глазами  первое чудо Кисловодска –  Гора-Кольцо! Прошло  140 лет, а картина все та же Фантастика!!! 

 Стоим и любуемся творением  необузданных ветров. А колечко-то в диаметре  гигантское - около 10 метров.

Группа экскурсантов с интересом слушает своего экскурсовода, мы - сами по себе, но тоже краем уха улавливаем одну из легенд. Оказывается, колечко-то обручальное. У бедного пастуха не было денег на золотое и он, натянув лук, направил стрелу в скалу, и стрела пробила огромное отверстие и получилось, необычно-громадное  обручальное кольцо для невесты. И видны были сквозь него облака, двуглавый белоснежный Эльбрус и закатное солнце.

 «Закат солнца сквозь каменное окошко» -  как  это романтично!!!

 В нашу копилку Чудес природы прибыло: к Скале Парус в Прасковеевке, к Золотым Воротам Карадага в Крыму  присоединяется еще одно Чудо природы, нами виденное – «Гора-Кольцо» в Кисловодске!

 Постоять в проеме «Кольца», для исполнения желаний, нам не удалось, слишком большая очередь была из экскурсантов.

Но зато удалось пофотографировать «Кольцо» со всех ракурсов и так же с того места, где была сделана фотография 1937 года.  

 

Фантастика!!! Творения природы не подвластны времени. Гора-Кольцо, она все такая же, как на фотографии былых времен. И через 1000 лет, картина, наверно, будет такая же.

С горы Кольцо открывается великолепная панорама на город-курорт  Кисловодск. Доносятся обрывки фраз экскурсовода: …Эльбрус, Долина Роз, Замок коварства и любви, Железноводск, грот Лермонтова...

Как интересно!

Как все-таки замечательно начинать знакомство с любым городом с высоты птичьего полета!

А вот интересно,  растут ли в Кисловодске пальмы, кедры, кипарисы? 

Боже мой, как красиво! Аллея  цветущей софоры в белоснежных соцветиях!

Ах! Голубые ели! Город  встретил нас стройными голубыми  елями!

Они НЕ стояли по стойке смирно,  как у Кремлевской стены или как они стоят у зданий администраций любого нашего города.

Голубые ели  Кисловодска разбрелись по всему городу и улыбались нам, среди пышной зелени, своей голубоватой  хвоей.  Вспомнились голубые ели в Москве, у здания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Те ели с грустью шептались и всё ждали и ждут, когда же перед Музеем на Волхонке, наконец-то, появится памятник его основателю – Ивану Владимировичу Цветаеву!

А вот интересно, есть ли памятник Ивану Порфирьевичу Ковтуненко в Кисловодске? Ведь  это именно он - Иван Порфирьевич Ковтуненко! -  15 лет приручал  капризную заморскую красавицу, голубую  американскую  ель, к нашему климату, добился всхожести семян с помощью опилок (!) и получил за это в 1952 году Государственную премию!

«А без меня,  а без меня здесь ничего бы не стояло» 

Да, не стояли бы голубые элитные ели ни у Мавзолея, ни у Кремлевской стены, ни у зданий администраций наших городов… 

 

Город  очаровал  и плакучими ивами в бессчетном количестве, и плакучими  зелеными елями.  О чем плачут ивы-ели? Они плачут, наверно, от радости красоты вокруг и мечтают обнять каждого путешественника своими длинными пушистыми лапами. Мы обязательно пообнимаемся, ведь впереди у нас целых семь чудесных дней.

 Но вначале мы  пообнимаемся с нашей замечательной Цветаевкой из Новосибирска, нашей горячо любимой ДАНночкой, которая ждет нас в  санатории им. Орджоникидзе.  Вход в санаторий строго по пропускам, но благодаря ДАНночке,   Карта Гостя получена и вот мы уже гуляем по территории санатория. Санаторий расположен на горе, где чистейший воздух, тишь да благодать.

Со смотровой площадки  санатория открывается потрясающий  вид на Долину Роз.  

Честь и хвала садовникам Курортного парка за столь рукотворный шедевр.

Мы спускаемся по причудливой лестнице и  попадаем на  знаменитую туевую аллею, которая ведет нас  в знаменитый розарий. Долина роз благоухает десятками тысяч всевозможных роз. Зрелище завораживающее! Но самым драгоценным цветком для нас является,  конечно же, наша  ДАНночка. ДАНночка – это уменьшительное имя  от «Дорогая Анна Натановна»,  так ее прозвали студенты, а мы подхватили. Так вот, ДАНночка в   свои 80 (!!!) лет, а кто даст (???), легка на подъем, озорна, обаятельна и привлекательна. Помимо того что Анна Натановна – профессор, преподающий профессор! - и по ее учебнику  «Мир культуры. Основы культурологии» студенты учатся до сих пор.  ДАНночка  еще и замечательный бард, пишет стихи, играет на гитаре и сама поет свои песни. На нашем Третьем Цветаевском Костре она со своим гитаристом Сергеем Рахчевским произвели настоящий фурор. На Четвертый Цветаевский Костер ДАНночка подарила нам портрет Марины Цветаевой вышитый крестиком! Такого портрета нет ни у кого в мире! Как вы думаете, кто вышивал Марину Цветаеву крестиком? Ну, конечно же, ДАНночка! Бабушка Анечке всегда говорила: « никогда не сиди без дела», -  вот Анна Натановна и не сидит!!!  Вот и сейчас, когда пишется это эссе, думаете, где она? Думаете, она сидит дома в Новосибирске? Нет, она сидит в жюри под Новосибирском,  на бардовском фестивале!  Вот такая у нас  ДАНночка - подарок судьбы нам!

В своих апартаментах ДАНночка напоила нас кофе с очень вкусными конфетами и  устроила нам концерт с чтением и пением своих стихов под гитару. А потом  было любование  незабываемым видом на Эльбрус с высоты  балкона  апартаментов ненаглядной нашей ДАНночки. Ну, не сказка ли это! А на завтра запланирован Замок Коварства и Любви, на послезавтра – Железноводск, потом Пятигорск, Ессентуки и т.д. Еще нам посчастливилось  побывать в сквере у памятника А.С. Пушкину, недалеко от Курортного бульвара, где местные любители поэзии устроили концерт в честь дня рождения Владимира Владимировича  Маяковского. Ну, не сказка ли это!

 

А пока искали сквер А.С. Пушкина, нашли-таки  на р. Ольховке Папин мостик, где он сделал памятную фотографию. Фортуна так и преследовала нас по пятам. 

Еще нам повезло, что  жили мы в  пяти минутах ходьбы  от  Колоннады, поэтому Курортный бульвар - центральная улица Кисловодска - был нашим излюбленным променадом. Оказывается, Курортный бульвар семь раз менял свое название, пока ему, наконец-то, не вернули его первоначальное историческое название. 

Бульвар  восхищает! Это место сосредоточения архитектурных достопримечательностей Кисловодска.  Что ни шаг, то шедевр! Красота вокруг неописучая. От картин, что продают местные художники, тоже глаз не оторвать, но цены кусучие. Рядом с Лермонтовской площадкой  оживленная очередь: каждый отдыхающий желает сфотографироваться на фоне Лермонтовского Демона. Гостей курорта так много, что в знаменитой Нарзанной Галерее тоже очередь, но уже за живительным напитком,     за Нарзаном! 

Галерея внутри вся мраморная, а снаружи - вся готическая;  восхищению нет предела; так бы ходить вокруг да около и фотографировать, фотографировать и фотографировать: и цветочные клумбы,  и великолепный фонтан, и неповторимый архитектурный облик в готическом стиле.

 

Нарзанная Галерея в своем первозданном виде стоит, подумать только, с 1853 года. 

В те годы наместником Кавказа был граф Михаил Федорович Воронцов, который очень много сделал для процветания Российской империи. Граф высоко  ценил одаренных людей и приглашал их отовсюду в свою команду. Вот и для  строительства Нарзанной Галереи  граф пригласил одаренного архитектора Самуила Ивановича Уптона, который участвовал в строительстве его Воронцовского Дворца в Алупке и который стал главным архитектором Кавказских Минеральных вод. До сих пор шедевры С. Уптона, англичанина по происхождению, радуют глаз, хотя прошло  более 150 лет. 

Гуляем по Курортному бульвару и восхищаемся и архитектурой и ландшафтным дизайном. Взгляд невольно останавливается на композиции  «Дамы в зеленом»

 

 Ах, какая прелесть новых ландшафтно-топиарных форм!

 «Дамы» в шикарных шляпах, мирно беседуют на лужайке. Они так уютно расположились в сквере за чашечкой кофе, что невольно хочется присоединиться к ним. Это отличная фотозона, я бы с удовольствием поболтала с ними о том, о сем, но  моя шляпка забыта в номерах, а без нее на фоне «зеленых» не хочется быть белой вороной. До следующего раза, милые «дамы», надеюсь, вы меня дождетесь.

 

Главные Нарзанные Ванны еще издалека восхищают своим великолепием, здание выделяется своим неповторимым архитектурным обликом на фоне всех остальных   Главные нарзанные ванны – это  самая знаменитая достопримечательность курорта. Мимо этого великолепия, выполненного в индийско-мавританском стиле, пройти невозможно, такого архитектурного чуда видеть не доводилось. Стоим, как вкопанные, в восхищении! Такого архитектурного чуда видеть не доводилось. 

Одна из легенд гласит: « в 1900г. в Кисловодске на лечении находился Эмир Бухарский. Узнав об объявлении строительства ванного здания, высокий гость предлагает в проекте использовать архитектурные мотивы его далёкой Родины. Если его пожелание будет учтено, он своими капиталами будет участвовать в строительстве этого заведения. Эмир Бухарский был известный меценат, и такая версия, объясняющая архитектурную необычность этого здания, вполне правдоподобна»

Эмир  ли Бухарский  или кто другой вдохновил архитектора на создание этого великолепия, но перед нами – шедевр,  и этот шедевр был воздвигнут к столетию города- курорта Кисловодска в 1903 году.

Кто же автор Главных Нарзанных Ванн? Читаем на фасаде здания:

 

Значит, архитектором самого знаменитого здания Кисловодска является А.Н. Клепинин

 Очень знакомая фамилия... Вспомнила. Фамилия «Клепинин, Клепинины» очень известная в Цветаевском мире.

Клепинин Николай – это же соратник Сергея Эфрона по Евразийскому движению во Франции.  Клепинины, Николай   и Антонина  - это ведь соседи Сергея Эфрона и Марины Цветаевой по Болшевской даче НКВД  в 1939 году.

А вот интересно, имеет ли какое отношение французско-московский Николай Клепинин к  кисловодскому «А.Н. Клепинину» - архитектору Главных Нарзанных Ванн?

Всемирная паутина сказала: «имеет!» Имеет и еще какое!

Это  - Отец и Сын!

У  А.Н. Клепинина, т.е. у Андрея Николаевича, было  два сына – Николай  и Дмитрий.       

         

Дети родились  в  Пятигорске  и жили в  этом сказочном особняке, в роскошном семейном гнездышке. Андрей Николаевич   специально построил это изящное двухэтажное здание для своей семьи в 1905 г. Здание в стиле модерн, с интересным порталом и угловым эркером. Волшебный замок! Из сказки! Но волею судьбы семья в 1907 году переезжает в Одессу на новое место службы Андрея Николаевича, а в 1920 – вынужденная эмиграция заграницу. Особняк этот находился, находится и сейчас, у подножия горы Машук, недалеко от Провала и является действующим санаторием.

Вот бы пожить в этом эркере! Без проблем!

Ныне старое, отреставрированное здание является действующим корпусом № 3 санатория «Родник». Корпус №3 оснащен  одноместными,  2-х комнатными  номерами и, может быть, судьба подарит нам в  наш следующий приезд пожить в этой сказке.

Семья Клепининых: и отец, Андрей Николаевич, и два его сына - Николай Андреевич  и Дмитрий Андреевич (о. Димитрий), и брат отца - Николай Николаевич,  - очень знаменитая семья и  она оставила на века свой незабываемый  след в истории нашей страны и за рубежом.

Вернемся в 1937 год, когда  Николай Клепинин вместе с Сергеем Эфроном тайно покинули Францию и возвратились  на Родину. В декабре того же года, судя по фотографии «Гора Кольцо», Сергей Эфрон оказывается в Кисловодске. Может быть, вместе с ним в Кисловодск, «на воды»,  был отправлен и  Николай Клепинин? 

Посмотрим, внимательно, еще раз на фотографию 1937 года, где среди отдыхающих Сергей Эфрон и приехавшая к нему погостить Аля.

А кто это рядом с Алей, беретик к беретику?

Может быть Антонина Николаевна Клепинина, жена Николая Клепинина? Сравниваем фото четы Клепининых из википедии,  и о, радость! Да, рядом с Алей - Антонина Николаевна Клепинина. И Николай Андреевич рядом,  он на фотографии  в центре!

Вот так открытие для меня!

    Николай Клепинин  с женой Антониной Николаевной

Какие они, вчетвером, счастливые  и беззаботные. И  какая радость, только вернулись на Родину, и сразу попали на знаменитый курорт, да не куда-нибудь, а на малую Родину Николая Клепинина.

Можно только представить, с какой радостью Николай Клепинин возвратился в город своего детства после 30-летнего отсутствия, и можно только   представить, с какой гордостью он показывал всем шедевры архитектурного зодчества своего отца на Кавказских Минеральных Водах…

Пусть они  в последний раз понаслаждаются и великолепными видами Кавказских гор, и незабываемой архитектурой, и понапьются минеральных вод  из всех источников, и понапринимают нарзанных ванн с пузырьками, как будто ванн с  шампанским! Пусть, ведь это в последний раз…

«Почему ты плачешь?» — «Так».

                                       
                                                                     

                                                                       Светлана Кейльман. Сочи. 2018 г.