Будущий памятник К.Д. Бальмонту в мастерской Салавата Щербакова.
Дорогие друзья!
2 мая в Москве в мастерской Салавата Щербакова прошла приёмка работы по лепке в размер
памятника К.Д. Бальмонту. Мне довелось там быть и снять несколько фото.
В целом робота выполнена очень хорошо и мы надеемся, что 15 июня в день 150-летия Поэта
этот памятник в бронзе будет в Шуе открыт!
Ваше мнение?
Вышла Монета с изображением Бальмонта. Её я заказал Тарелину - он обещал попытаться
их добыть. Описание и фото прилагаю.
Всего доброго,
Михаил Бальмонт
Будущий памятник Констинтину Бальмонту в мастерской Салавата Щербакова
Будущий памятник Констинтину Бальмонту в мастерской Салавата Щербакова
Салавата Щербаков и Михаил Бальмонт
Константин Бальмонт - один из самых близких Друзей Марины Цветаевой!
Поздравляем! Его стихи Цветаева считала особо музыкальными.
Ваш Б.М.
Монету с портретом Бальмонта отчеканили в Петербурге
2 Мая 2017
Банк России 2 мая 2017 года выпустил в обращение серебряную монету
серии «Выдающиеся личности России».
Памятная монета посвящена Константину Бальмонту (1867-1942) - поэту-символисту, одному из видных представителей русской поэзии Серебряного века, переводчику, эссеисту.
Бальмонт опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков – испанского, словацкого, грузинского, болгарского, литовского, японского и др. Его перу принадлежат филологические трактаты, историко-литературные исследования.
По сообщению пресс-службы Банка России, номинал монеты - 2 рубля, драгоценный металл – серебро 925-й пробы, качество чеканки - «пруф», масса драгоценного металла в чистоте 15,55 г, диаметр – 33 мм, тираж - 3000 штук.
На аверсе монеты «Поэт К Д. Бальмонт, к 150-летию со дня рождения (15.06.1867)» находится рельефное изображение Государственного герба Российской Федерации. На монете выгравированы надписи - «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ», «БАНК РОССИИ», указан номинал - «2 РУБЛЯ», год чеканки - «2017 г.». На аверсе есть обозначение металла по Периодической системе элементов Д. И. Менделеева, проба сплава, товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора и масса драгоценного металла в чистоте.
На реверсе серебряной монеты расположено рельефное изображение портрета К.Д. Бальмонта работы Валентина Серова (1905). Слева находится факсимиле подписи поэта, в две строки указаны годы его жизни - «1867», «1942».
С лицевой и оборотной сторон монеты по окружности имеется выступающий кант. Боковая поверхность рифленая.
Игорь Кулагин
* * *
Среди печалей, скверны разной
Приходит всё же в сердце праздник -
С весёлой майскою листвой
Приходит правды торжество!
- Смотри, какая правда в позе!
Ещё чуть-чуть и Бальмонт - в бронзе;
Ещё чуть-чуть - ворвётся лето,
И Бальмонт звонкою монетой
Одарит щедро, но не чтобы
Унизить зло, он - выше злобы!
Зелёный май... Всё с маем ясно -
Прекрасен МАЙ и Жизнь - прекрасна!
4.05.17г.
Отзывы пишите на Email :
Источник.
Прислали:
Михаил Бальмонт
Татьяна Романова
Борис Мансуров
Игорь Кулагин
Судьба таланта
Годы эмиграции
Константин Бальмонт приветствовал и Октябрьскую революцию, однако события, последовавшие вслед за революцией, отпугнули его, и благодаря поддержкеА. Луначарского, Бальмонт получил виюне 1920 года разрешение на временный выезд за границу — вместе с гражданской супругойЕленой Константиновной Цветковской и дочерью Миррой. Временный отъезд обернулся для поэта долгими годами эмиграции. Но именно там, в эмиграции, Бальмонт почувствовал невозможность жить без России, без той первоначальной для него точки земли, которая его взрастила.
Именно тогда и начинает проступать завершающее звено сокровенного лирического метасюжета в поэзии Бальмонта, с которым связаны не какие-то отдельные стихотворения, а лирико-тематические узлы его поэтического творчества в целом. Память детства становится в творчестве Бальмонтасинонимом любви к России. О том, какую громадную роль сыграли в формировании личности поэта Гумнищи, Шуя и близкий к ним Иваново-Вознесенск, развёрнуто и подробно говорится в его автобиографическом романе «Под новым серпом», написанном в 1923 году. В эмиграции Бальмонтопубликовал и несколько поэтических сборников: «Дар земле» (1921), «Марево» (1922), «Мое — ей» (1923), «Раздвинутые дали» (1929), «Северное сияние» (1931), «Голубая подкова» (1935), «Светослужение» (1936 – 1937):
Я слушал дождь. Он перепевом звучным
Стучал во тьме о крышу и балкон,
И был всю ночь он духом неотлучным
С моей душой, не уходившей в сон.
Я вспоминал. Младенческие годы.
Деревня, где родился я и рос.
Мой старый сад. Речонки малой воды.
В огнях цветов береговой откос.
Я вспоминал. То первое свиданье.
Березовая роща. Ночь. Июнь.
Она пришла. Но страсть была страданье.
И страсть ушла, как отлетевший лунь.
Я вспоминал. Мой праздник сердца новый.
Еще, еще — улыбки губ и глаз.
С светловолосой, с нежной, с чернобровой
Волна любви и звездный пересказ.
Я вспоминал невозвратимость счастья,
К которому дороги больше нет.
А дождь стучал — и в музыке ненастья
Слагал на крыше мерный менуэт.
(«Ночной дождь»)
О возвращении на родинуКонстантину Дмитриевичупомышлять не приходилось — он даже боялся писать оставшимся в России Екатерине Алексеевне Бальмонт и дочери Нине, или Нике, как он ее называл, опасаясь внести в их жизнь ненужные осложнения. В эмиграции, уделом поэта и его семьи стала бедность, почти нищета. Когда в мае 1937 года Бальмонт попал в автомобильную катастрофу, то в письме В. В. Обольянинову он в первую очередь посетовал, что испортил единственный костюм. Обращаясь к эмигрантам-соотечественникам в «Слове о Бальмонте», Марина Цветаева восклицала: «Вечный грех будет на эмиграции, если она не сделает для единственного великого русского поэта, оказавшего за рубежом, — и безвозвратно оказавшегося, — если она не сделает для него всего, и больше, чем можно. Если эмиграция считает себя представителем старого мира и прежней Великой России — тоБальмонт одно из лучших, что напоследок дал этот старый мир»:
Я русский, я русый, я рыжий.
Под солнцем рожден и возрос.
Не ночью. Не веришь? Гляди же
В волну золотистых волос.
Я русский, я рыжий, я русый.
От моря до моря ходил.
Низал я янтарные бусы,
Я звенья ковал для кадил.
Я рыжий, я русый, я русский.
Я знаю и мудрость и бред.
Иду я — тропинкою узкой,
Приду — как широкий рассвет.
(«Я русский»)
В эмиграции, Цветаева стала одним из немногочисленных друзей Бальмонта. Драматические испытания выявляли духовную родственность Марины Ивановны и Константина Дмитриевича, их душевное бескорыстие. Бальмонт, вспоминая голодные и холодные дни 1920 года, писал о спасительной теплоте этой дружбы: «Я весело иду по Борисоглебскому переулку, ведущему к Поварской. Я иду к Марине Цветаевой. Мне всегда так радостно с ней быть, когда жизнь притиснет особенно немилосердно. Мы шутим, смеёмся, читаем друг другу стихи. И, хоть мы совсем не влюблены друг в друга, вряд ли многие влюблённые бывают так нежны и внимательны при встречах». По свидетельству Анастасии Ивановны Цветаевой, уже при первом визите Константина Бальмонта, в 1913 году, в московский цветаевский дом в Трёхпрудном переулке Маринаоткрыла в нём друга и рыцаря. На своём сборнике «Марево», посланном Цветаевой в Прагу, Бальмонт сделал такую надпись: «Любимой сестре Марине Цветаевой с голосом певчей птицы. 1922, сентябрь. Бретань».
Здесь нельзя не упомянуть и о родовой причастности Марины Цветаевой к ивановской земле. В селе Талицы, на малой родине своего отца Ивана Владимировича Цветаева — создателя московского Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Марине Цветаевой побывать не довелось, но она неоднократно подчеркивала: «…Оттуда — из села Талицы, близ города Шуи, наш цветаевский род…». Насколько поэты в своей дружбе дорожили своей земляческой родственностью? Вспоминали ли о шуйской земле, на которой жили их деды и отцы? Наверное, вспоминали, хотя мемуарно-документальными свидетельствами мы почти не располагаем. Разве что акцентное упоминание в цветаевском очерке «Герой труда» о Владимирской губернии, где родился Бальмонт и, что для нас более значимо, вскользь брошенное Цветаевойзамечание в автобиографическом эссе «Чёрт»: «Бальмонт учил Священную историю по учебнику, принадлежавшему деду Марины Ивановны — [священнику], о. Владимиру». Документально подтверждён тот факт, что в 1845 году, дедМарины Цветаевой — о. Василий отпевал в Воскресенском храме села Дроздова деда Бальмонта — Константина Ивановича. Не лишено оснований и предположение, что при отпевании о. Василия в Никольском храме села Николо-Талицы (1884 г.) были отцы поэтов — Дмитрий Константинович Бальмонт и Иван Владимирович Цветаев, знавший Дмитрия Константиновича.
В «Слове о Бальмонте» Марина Цветаева выразительно повествовала об одном удивительном качестве Константина Дмитриевича, характеризующего, пожалуй, суть его жизни; «У Бальмонта, кроме поэта в нём, нет ничего. Бальмонт: поэт: адекват. Поэтому когда семейные его, на вопрос о нём, отвечают: Поэт — спит, или Поэт пошёл за папиросами — нет ничего смешного или высокопарного, ибо именно поэт спит, и сны, которые он видит — сны поэта, и именно поэт пошёл за папиросами…На Бальмонте — в каждом его жесте, шаге, слове — клеймо — печать — звезда — поэта»:
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре.
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь... Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!
(«Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»)
В тяжёлые для Константина Бальмонта 1930-е годы дружба с писателем Иваном Сергеевичем Шмелёвым оставалась для него главной опорой. «Друг, если бы Вас не было, не было бы и самого светлого и ласкового чувства в моей жизни за последние 8 – 9 лет, не было бы самой верной и крепкой душевной поддержки и опоры, в часы, когда измученная душа готова была переломиться…» — писалБальмонт 1 октября 1933 года. Перед смертью, в ночь на 23 декабря 1942 года, поэт попросил почитать ему из книги Ивана Шмелева «Богомолье».Константин Бальмонт скончался от воспаления легких, в приюте «Русский дом» в местечке Нуази ле Гран под Парижем. Его похоронили на местном католическом кладбище, под надгробной плитой из серого камня с надписью: «Constantin Balmont, poète russe» («Константин Бальмонт, русский поэт»).Елена Константиновна Цветковская умерла в 1943 году, спустя год после кончины Бальмонта. Мирра Константиновна Бальмонт — писала стихи и печаталась в 1920-е годы под псевдонимом Аглая Гамаюн. Она умерла в Нуази ле Гран в 1970 году.