«Если душа родилась крылатой...»

Чижова Катя. "Поддержите высокую жизнь мою!".

 

 "Поддержите высокую жизнь мою!" (+видео) 

Наталья Ларцева - детям - о Марине Цветаевой.

Смотрите видео - Источник:

http://my-gazeta.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1209:podderzite-vusokyu-zizn-mou&catid=176:2011-01-10-16-24-20

         

Сто вопросов взрослому

Автор: Катя ЧИЖОВА, лицей №40  

06.03.12 13:31

251.jpg

Наталья Васильевна ЛАРЦЕВА - исследователь творчества русского поэта Марины Цветаевой. Встреча с нею получилась необычной: несмотря на то, что вопросов по этому проекту ДТДиЮ должно быть много, их задали только три. Мы были так заворожены рассказом Натальи Васильевны, что слушали, затаив дыхание, и совсем не хотелось ее перебивать.

В начале встречи гостья рассказала о себе, своей не простой и типичной для того времени биографии. Н.В. Ларцева родилась в семье ленинградских актеров. Ее отец режиссер и актер Василий Лапин был расстрелян в 1938 году, а саму Наташу с мамой Анисьей Рыбкиной, тоже актрисой, отправили в ссылку. Об этих событиях Наталья Васильевна позднее написала книгу «Театр расстрелянный». После возвращения они переехали в Петрозаводск, на родину мамы Н.В. Ларцевой. Сейчас Наталья Васильевна очень часто бывает в Санкт-Петербурге, она даже сочинила шуточное стихотворение на эту тему: «Так и буду, пока не помру, от Петра торопиться к Петру».

Студентку Наталью Лапину чуть было не исключили из Ленинградского университета, ведь ее отец был осужден как враг народа. Наша гостья, наивная и отважная, отправилась в Москву в надежде увидеться со Сталиным и объяснить вождю, что ее несправедливо исключили, что ее отец ни в чем не виноват. Наталье удалось встретиться только с министром народного образования, но обучение она продолжила. Отца реабилитировали только в 1955 году.

Уже после окончания университета Наталье Васильевне совершенно случайно в 1967 году попал в руки сборник Марины Цветаевой. И не в России, а в Италии! В советских школах и в университетах о Марине Цветаевой не говорили: она была эмигранткой, женой белого офицера.

– Один преподаватель из Болонского университета спросил меня: «А вы знаете Марину Цветаеву?» А я, что называется, ни сном, ни духом… Он протянул мне книгу «После России», написанную поэтом в эмиграции. Там были такие стихи:

«Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится.

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце……»

Когда прочитала, у меня перехватило горло. На поэзии я была воспитана и сразу поняла, что это большой поэт...

Стихи восхитили Наталью Васильевну. Она «захлебнулась Цветаевой». Наталья Васильевна много ездила по цветаевским местам, встречалась с людьми, знавшими ее, дружила с Анастасией Цветаевой, сестрой поэта. Она вдохновитель цветаевских костров. Петрозаводск стал четвертым городом на планете, где зажегся костер, возле которого вот уже 11 лет собираются влюбленные в поэзию Марины Цветаевой люди.

Когда-то Н.В. Ларцева обронила: «Цветаеву будут знать не только в Карелии, но и в Австралии». И оказалась абсолютно права! В Австралии, как во многих других странах действительно проходят цветавеские встречи, а Наталья Васильевна общается с их участниками по скайпу.

***

Нашу гостью знают и как автора нескольких книг, по творчеству Цветаевой. Одна из них сборник «Деревья! к Вам иду…».

- «Не относитесь ко мне, как к человеку. Ну – как к дереву, которое шумит Вам навстречу. Вы же дерево не будете упрекать в «избытке чувств».– Цветаева очень любила деревья, много писала о них. И Наталья Васильевна собрала рассыпанные по всему ее наследию  упоминания о деревьях.

Марина Цветаева была максималисткой, за что ее многие упрекали. Она всегда говорила только правду.

- Попробуйте хотя бы один день так прожить. Я попробовала, и это было тяжело, - говорит Наталья Васильевна.

На встрече прозвучали романсы, написанные на стихи М. Цветаевой, а исполнила их Екатерина Шибко, руководитель клуба бардовской песни «Апрель». В конце встречи прозвучали пронзительные стихи «Если душа родилась крылатой» и обращение Марины Цветаевой «Детям». А напоследок Наталья Ларцева прочитала свое любимое стихотворение «В огромном городе моем - ночь...».

Всего за час гостья проекта влюбила в творчество этого прекрасного поэта всех присутствующих. Я знаю, что многие после встречи взяли в руки томики стихов Марины Цветаевой.

фото Вероники ИШТОНКОВОЙ


Из наследия Марины Цветаевой

Детям

‹ЗИМА 1937/38 ГОДА.›

[ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕДНАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЖУРНАЛА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ]

Милые дети!

Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы — люди или нелюди, — как мы. Но говорят: что вы есть, что вы — особая порода, еще поддающаяся воздействию.

Потому:

— Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия ее погибает в пустыне человек.

— Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он ее не получит!

— Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.

Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может быть, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет его взять так, чем с земли.

Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в смешном положении: 1) постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно — 2) прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоем глупое положение делится пополам: по половинке на каждого — или же на худой конец — не видьте смешного в смешном!

Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются! (NB! ряд примеров, которые сейчас опускаю.) У «всех» есть второе имя — никто, и совсем нет липа — пробел. Ну а если вам скажут: «Так никто не делает» (не одевается, не думает и т. д.) — отвечайте: «А я — кто!»

Не ссылайтесь на «немодно», а только на: «неблагородно».

Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете ими.

Кроме того, для вас они — родители, для самих себя — я. Не исчерпывайте их — их родительством.

Не осуждайте своих родителей нa смерть раньше (своих) сорока лет. А тогда — рука не поднимется!

Увидя на дороге камень — уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос; из сочувствия (хотя бы себе — в другом!) уберите.

Не стесняйтесь уступить старшему место в трамвае. Стыдитесь — не уступить!

Не отличайте себя от других — в материальном. Другие — это тоже вы, тот же вы. (Все одинаково хотят есть, спать, сесть и т. д.)

Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно — сознания. После победы — протяните руку.

Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном!); другие уйдут — свой останется.

Книгу листайте с верхнего угла страницы. Почему? Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз.

Это у вас должно быть в руке — как у меня.

Доедая суп, наклоняйте тарелку к себе, а не от себя к другому: чтобы в случае беды пролить суп не на скатерть и не на визави, а на собственные колени.

Когда вам будут говорить: «Это — романтизм», вы спросите: «Что такое романтизм?» — и увидите, что никто не знает; что люди берут в рот (и даже дерутся им! и даже плюются! и запускают вам в лоб!) — слово, смысла которого они не знают.

Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского:

— «Романтизм — это душа».

 

Программа телеканала "Ника+" "Гость в студии"

⇐ Вернутся назад