Место неподалеку от Кремля, где сейчас стоит один из главных столичных музеев, не раз кардинальным образом меняло свое назначение. В середине XVI века, после большого московского пожара 1547 года, уничтожившего треть городских построек, сюда перевели из Кремля царские конюшни. А заодно построили сараи для карет, или колымаг, откуда и пошло закрепившееся за местом название — Колымажный двор. Его отголоски до сих пор сохранились в окрестной топонимике — в названии храма и одного из переулков. Вокруг расселились опричники царя Ивана Грозного и стрельцы, и место, надо думать, было не доброе. В XVIII веке дворы посадских людей сменили дворянские усадьбы, принадлежавшие известным фамилиям: Черкасским, Шаховским, Голицыным, Нарышкиным, Волконским. В подвале дома Волконских (там, где сейчас Музей личных коллекций) располагался популярный питейный дом «Волхонка» — он-то и дал название улице.
На рубеже XVIII–XIX веков на Колымажном дворе обучали верховой езде — там был публичный манеж, и ничто не предвещало зловещих перемен. Но в 1834 году его территорию вместе со всеми строениями заняла пересыльная тюрьма, а манеж застроили бараками.
Этот снимок сделан в 1867 году с крыши только отстроенного и еще не освященного храма Христа Спасителя. Известная в Москве в то время фотографическая фирма «Шерер, Набгольц и Ко» сняла первую в истории фотографическую панораму столицы, изданную в 1886 году. На одном из фрагментов панорамы виден угол Волхонки и Колымажного переулка, по одной стороне которого идут сохранившиеся особняки (сейчас — Музей личных коллекций и так называемый Дом графики), а по другой — бараки пересыльной тюрьмы
Хотя находилась тюрьма в двух шагах от Кремля, легенд о знаменитых «постояльцах» не осталось. Разве что ждал в ней отправки в Сибирь польский революционер Ярослав Домбровский, руководитель военно-революционной организации — Комитета русских офицеров в Польше и один из будущих лидеров Парижской Коммуны. Осужденного на 15 лет каторги горемыку спасли московские народники, организовав ему побег.
Тюрьма просуществовала на этом месте до конца 1870-х годов. К этому времени было завершено строительство храма Христа Спасителя, готовилось его торжественное освящение, и тюрьма напротив новой (и — как мы знаем теперь — многострадальной) святыни была совсем не к месту. Около 1879 года ее перевели в Бутырский тюремный замок, обветшавшие постройки снесли, а на месте будущего храма муз образовался пустырь.
Снимок с нехарактерным для центра Москвы пустынным пейзажем сделан в 1897 году, за год до закладки нового музея
Место уже тогда было дорогим и «лакомым», и за участок велась борьба. Московские власти планировали построить здесь Промышленно-техническое училище имени Александра II, но реализация проекта год от года откладывалась. Вопрос решился благодаря ходатайству великого князя Сергея Александровича, который возглавлял Комитет по устройству музея. 3 июля 1898 года городская дума приняла решение о безвозмездной передаче земли Московскому университету для возведения Музея изящных искусств, и в том же году, снова благодаря великому князю, из казны было выделено на строительство 200 тысяч рублей.
Идея создания музея, причем музея просветительского, способствующего образованию и воспитанию («чтоб изящные искусства вошли бы в круг общественного воспитания и образовывали бы в народе чувство эстетическое»), витала в воздухе задолго до начала строительства. В конце XVIII века проект архитектурно-художественной школы и галереи при ней представил выдающийся архитектор Василий Баженов, в начале XIX столетия за университетский музей ратовали его профессора С. Шевырев и М. Погодин и княгиня Зинаида Волконская. Идея буквально витала в воздухе. Примерно в это же время, в 1820 году, при Боннском университете появился первый в мире учебный музей слепков, основанный Фридрихом Готтлибом Велькером. Следом в других европейских городах стали создаваться аналогичные музеи, позволявшие наглядно знакомить студентов и всех желающих с выдающимися памятниками мирового искусства без разорительных расходов на путешествия по всему свету.
В России идеи стали обретать материальную форму ближе к концу столетия. Осенью 1889 года профессор, доктор римской словесности и хранитель отделения изящных искусств Румянцевского музея Иван Цветаев занял кафедру теории и истории искусства. При кафедре существовал небольшой учебный Кабинет изящных искусств, и Цветаев задумался о расширении его собрания.
Три человека, без которых музея бы точно не было: основатель и идеолог Иван Владимирович Цветаев, промышленник и меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов; архитектор Роман Иванович Клейн
В конце 1896 года Петербургская Академия художеств по просьбе Московского университета объявила открытый конкурс на составление проекта здания Музея изящных искусств имени императора Александра III при императорском Московском университете (так он тогда назывался). Не только коллекции, но и само здание должно было стать учебным пособием по архитектуре. По задумке Цветаева постройка должна была отсылать к памятникам античности или Ренессанса. Из 15 представленных проектов эту задачу лучше всего воплотил довольно молодой и не слишком еще известный Роман Клейн.
Деньги, выделенные из государственной казны, не могли покрыть всех расходов на строительство и заполнение залов музея. Но помощь пришла от известного дипломата и промышленника Юрия Нечаева-Мальцова. Один из богатейших людей России, наладивший производство художественного хрусталя в городе Гусь (который стал с тех пор Гусь-Хрустальным), не жалел денег на искусство. Например, благодаря ему сохранилась первая башня архитектора Шухова. За четверть века до строительства телебашни на Шаболовке Шухов представил первую в мире гиперболоидную конструкцию на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Очарованный техногенной красотой, Нечаев-Мальцов сразу же ее купил и после выставки перевез в свое имение в селе Полибине у Куликова поля. Цветаев не ошибся в выборе — только щедрость Нечаева-Мальцова (его пожертвование на Музей изящных искусств составило около 2 миллионов царских рублей) и позволила довести до конца грандиозный проект. Строительство шло с размахом — каменотесов выписывали из Италии, парадную лестницу оформили разноцветными породами венгерского мрамора, а когда оказалось, что в России невозможно изготовить десятиметровые колонны для входного портика, меценат заказал их в Норвегии, зафрахтовал пароход для доставки морем и баржи для сплава по рекам до самой Москвы.
Торжественная закладка Музея изящных искусств имени императора Александра III при императорском Московском университете состоялось 17 (29) августа 1898 года в специально построенном павильоне в присутствии императора и членов монаршей семьи. К этому времени университет уже располагал значительной частью коллекций
По сторонам от павильона построили трибуны, на которых собрался весь цвет московско-петербургского общества: белели шляпки дам, блестели галуны и аксельбанты парадных мундиров
Музей строился не без сложностей и проблем, но все же процесс не останавливался. В 1904 году на стройке случился пожар, год спустя внесла свои коррективы революция, в 1906-м у Цветаева умирает жена. У самой идеи музея были не только сторонники, но и противники, считавшие, что обществу нужны материальные блага, а не музей, и что вкус невозможно привить при помощи слепков.
Вид со строительной площадки в сторону Колымажного переулка и Волхонки
Лучше всего непростую историю строительства музея и наполнения его экспонатами рассказывает личная переписка Цветаева и Нечаева-Мальцова, изданная музеем к столетию. Говорят, отцы-основатели так сдружились, что москвичи шутливо и любя скрестили их фамилии и называли обоих Цветаев-Мальцов. «…Вы сетуете на меня за сделанные приобретения памятников искусств для музея. В свое оправдание могу сказать, что разыскивание их по всей Европе стоило мне больших самопожертвований и больших трудов, принесенных мною благу музея. Бог знает, кто и когда проделал бы этот многолетний путь безвозмездно для нашего учреждения. Я вынес много лишений и всяческих неудобств ради этой высокой цели и нашел для музея много такого, что долго-долго туда не поступило бы. Без любви, без увлечения, без стремления к этому специальному знанию в нынешнем мире коллекции не собрать бы. Как-нибудь выкарабкаемся из долгов. А приобретенное навсегда будет украшать музей», — писал Цветаев своему респонденту.
Труд по устройству музея отнял все силы без остатка — Цветаев всего год директорствовал в музее и умер от сердечного приступа, вскоре не стало и Нечаева-Мальцова.
Здание музея возводилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Стеклянная крыша должна была обеспечить достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двориках. Искусственного освещения в залах не планировалось — по первоначальному проекту музей должен был работать только в светлое время суток. Фото 1902 года
Фасад музея украсили ионические колонны, пропорции которых повторяли знаменитый портик храма Эрехтейон на афинском Акрополе. На фото — их установка в мае 1905 года
31 мая (13 июня) 1912 года состоялось торжественное открытие музея в присутствии императора
Фотографии открытия музея вырезаны из кинохроники. На ступенях — император Николай II и основатель музея Иван Цветаев в парадном мундире
Новый музей моментально приобрел популярность у москвичей и приезжих гостей. В газете «Русская молва» от 12 декабря 1912 года читаем: «Количество публики, посещающей недавно открытый Музей изящных искусств императора Александра III, настолько велико, что желающим попасть в музей приходится записываться в очередь, причем записавшиеся в настоящее время могут попасть только в середине января». Известно также, что в течение 2013 года музей посетило 180 тысяч человек.
Итальянский (а изначально - Христианский) дворик был спроектирован по мотивам дворика палаццо Барджелло во Флоренции. Фото в процессе строительства
Сейчас оба здания выполняют идентичную функцию — во флорентийском палаццо Барджелло открыт музей скульптуры. Фото 1912 года
Многие залы дошли до наших дней практически в том же виде, в котором их увидели первые посетители сто лет назад, что и не удивительно — музей по-прежнему выполняет роль «учебного пособия». Египетский зал, фото 1912 года
Изначально музей ориентировался на университетские программы обучения студентов и создавался по образцу европейских музеев гипсовых слепков. Слепки заказывались Цветаевым в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов. Но еще в процессе строительства в коллекцию начали поступать подлинники. Русский консул в Триесте Михаил Щекин подарил музею свою коллекцию итальянской живописи XIII–XV веков, великая княгиня Елизавета Федоровна передала скульптуру Якопо Сансовино. А в 1909 году музей получил знаменитую древнеегипетскую коллекцию востоковеда Владимира Голенищева, насчитывавшую около 6 тысяч предметов.
«Олимпийский» зал с классической греческой скульптурой, фото 1912 года
В первоначальной экспозиции были последовательно представлены основные этапы истории искусства с древних времен до Нового времени (XVI век). Зал эллинизма, фото 1912 года
Впрочем, было бы ошибкой воспринимать музей окаменелой, застывшей на века конструкцией. Многие залы в ходе истории претерпевали существенные изменения, которые отражают основные вехи истории не только самого музея, но и всей страны, а также восприятие искусства разными поколениями. Например, один из угловых залов второго этажа (зал №17) изначально был посвящен древнегреческому скульптору Фидию — в нем располагались слепки скульптурного украшения Парфенона и отдельные работы мастера.
Фото 1912 года
С конца 1949 по 1953 год в большинстве залов музея, в том числе и в этом, разместилась выставка подарков И. В. Сталину
В 1970-е годы в залах выставляли коллекцию импрессионистов и постимпрессионистов, которую директору музея Ирине Антоновой после долгой борьбы удалось достать из запасников и открыть для публики. Фото 1974 года
Сейчас здесь выставлено итальянское искусство XVIII века
С 1960-х годов музей взял курс на расширение территории, и с 1961 года в его комплекс включаются окрестные здания, каждое — со своей историей. Вот лишь несколько примеров.
На панораме 1912–1913 годов видно уже построенное здание музея и слева от него — усадьба Голицыных. В 1865 году на первом этаже своего особняка князь Сергей Голицын открыл музей, в котором было немало раритетов — вазы из слоновой кости, принадлежавшие Марии Антуанетте, книги из библиотеки маркизы Помпадур, картины Рафаэля и Рубенса, мраморные канделябры из Помпеев. Музей просуществовал не долго — в 1886 году князь продал коллекцию Эрмитажу, а музейные залы перестроил под меблированные комнаты «Княжий двор» для сдачи внаем. В этих комнатах Александр Островский написал «Бесприданницу» и «Таланты и поклонники». Сейчас в бывшей усадьбе Голицыных — Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.
«Дом графики» в Колымажном переулке — бывшая усадьба вдовы действительного статского советника Варвары Глебовой. Дом с колоннами и мезонином — типичный образец жилой застройки Москвы после пожара 1812 года. Гостей дома встречала изысканная деревянная лестница. Считается, что именно ее описал Грибоедов в «Горе от ума»
Одно из зданий, отошедших музею, — Доходный дом Стуловых по Малому Знаменскому переулку, построенный архитектором Валентином Дубовским в соавторстве с художником Игнатием Нивинским. После реконструкции сюда планируют перенести библиотеку. В доме был роскошнейший парадный вестибюль, а интерьеры квартир имели полноценную декоративную отделку, которая частично сохранилась и сейчас реставрируется. Фото 1980-х годов
Музейный городок
Столетие музея отмечалось с помпой, а готовиться к нему начали заранее. Тогда-то и родился грандиозный проект музейного городка, занимающего целый квартал, наподобие берлинского Музейного острова или венского Музейного квартала. Проект был утвержден Министерством культуры совместно с правительством Москвы в 2007 году, и на его реализацию было выделено 22 миллиарда рублей. По сути, Музейный городок продолжает идеи Цветаева — достраивая свой музей, он уже мечтал о расширении. Впрочем, дело это оказалось не менее сложным, чем первоначальное строительство на пустыре. Менялись архитекторы, возникали разные идеи, у музея сменился директор — железная леди Ирина Антонова после полувека единоличного правления уступила место Марине Лошак. Свое видение обновления музея представляла британская архзвезда Норман Фостер, в прошлом году отказавшийся от сотрудничества.
Предполагаемый вид нового здания (как его видит победитель конкурса Юрий Григорян), пешеходной зоны и скульптурного парка
На сегодняшний день музей уже находится в стадии реконструкции. Концепцию музейного городка разработала французская компания Avesta — одно из ведущих мировых консалтинговых агенств в сфере культуры, на счету которого работа с Центром Помпиду, Музеем на набережной Бранли в Париже и лондонской галереей Тейт. В июне были объявлены результаты архитектурного конкурса — он был закрытым и проводился в сжатые сроки. Из трех участников международное жюри выбрало проект бюро «Меганом», которое возглавляет Юрий Григорян. Музеев бюро раньше не строило (среди его проектов все больше торговые центры и элитное жилье), зато занималось реконструкцией речного вокзала в Перми и его приспособлением под музей современного искусства.
Проект лекционного зала
Впрочем, как именно будет выглядеть Музейный квартал, по-прежнему непонятно — по словам директора Марины Лошак, проект еще будет дорабатываться с учетом пожеланий музея, замечаний международных экспертов. Возможно, в него будут включены и некоторые идеи других участников конкурса — Сергея Скуратова и Владимира Плоткина. Пока точно известно, что вся старая застройка сохранится — сносить в процессе реконструкции ничего не будут.
Сейчас в распоряжении музея находится 27 строений, которые должны быть объединены в единый комплекс. Новые здания появятся между зданием отдела личных коллекций и детским «Мусейоном», а также на площадке вокруг старой бензозаправки (Кремлевская АЗС на Волхонке, построенная в 1930-е годы и до сих пор обслуживающая транспорт ФСО, вызывала множество споров), которую превратят в экспонат, накрыв ее стеклянным кубом. Сохранятся зеленые насаждения, планируется сузить проезжую часть и разбить подобие бульвара
Редакция благодарит ГМИИ им. А.С. Пушкина за предоставленные фотографии и помощь в подготовке материала
Ирина Осипова
Источник:
http://cult.mos.ru/reviews/fotoretrospektiva-kak-izmenyalas-moskva-ot-kolymazhnogo-dvora-k-pushkinskomu-muzeyu/
https://www.facebook.com/pages/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%B8%D0%BC-%D0%98-%D0%92-%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0/164148607114956?fref=nf