«Если душа родилась крылатой...»

Наталия Бучацкая. Этот волнующий красный..Часть четвертая. "Кармен"..

Этот волнующий красный..Часть четвертая. "Кармен"..

 

музыка

 

 

 

 

КАРМЕН

Божественно, детски-плоско

Короткое, в сборку, платье.

Как стороны пирамиды

От пояса мчат бока.

Какие большие кольца

На маленьких темных пальцах!

Какие большие пряжки

На крохотных башмачках!

А люди едят и спорят,

А люди играют в карты.

Не знаете, что на карту

Поставили, игроки!

А ей -- ничего не надо!

А ей -- ничего не надо!

-- Вот грудь моя. Вырви сердце

И пей мою кровь, Кармен!

 

(Марина Цветаева.)

Это стихотверение Марина Ивановна Цветаева написала 13 июня 1917 года..

В это время она жила в Борисоглебском переулке, в Москве ,в апреле у нее - родилась дочь Ирина.

Сергей Эфрон сражался в рядах Белой армии, Цветаева не имела о нем никаких известий.

В голодной и нищей Москве в 1917-1920 она пишет стихи, воспевающие жертвенный подвиг Белой армии.

В стихотворении "Кармен"- мне ощущается душевный надлом и страдание.

Карта представляет из себя "Чашу", которую открывает Уран в Водолее в обители,- импульсом протеста и боли , так и рвущегося из груди...

Заканчивается "Чаша"- Нептуном во Льве,- словно падает невидимый занавес, заслоняя пульсируюшее человеческое сердце..

Центр "Чаши" приходится на ось Скорпион- Телец, где в Тельце- целый стеллиум планет: Меркурий, Марс и Юпитер - в соединении.

Именно этот стеллиум, имхо, задает тональность повествования и очень важен:

в этой работе Марина Ивановна меняет свою поэтическую манеру , объединяя эстетизацию деталей костюма героини-( стеллиум в Тельце) с свободолюбием, свободомыслием, вызовом людскому равнодушию-( Уран в Водолее)..

Черная Луна во Льве-(24 гр Льва)- Меркурий- Марс- Юпитер в Тельце - и Уран в Водолее в обители- составляют тау квадрат..

Черная Луна во Льве, словно голос из-за кадра, - она несет недовольство, раздражение, что окружающие ее не слышат, Уран, словно водопад,- разряжается импульсом протеста..Между ними- оппозиция.

В ритмическом отношении автор отступает от принципа равноударности строк,- в результате поэтические ритмы смещаются..

Это происходит от взаимной рецепции Луны в Овне-Плутона в Раке..

Сатурн в Раке, в изгнании, вносит свою лепту "расплавчивости и иллюзорности ", так как находится в третьем деканате Рака,- Рыбах.

Венера в Раке в соединении с Плутоном делает еще один тау-квадрат к Луне в Овне- Влу в Козероге,- подчеркивая демонстративную независимость и резкое неприятие общепринятых представлений и норм..

Бюргерство и равнодушие обывателей..

Боль за Родину..

Она-боль- просто сквозит в стихах:

"А люди едят и спорят,

А люди играют в карты.

Не знаете, что на карту

Поставили, игроки!"

Бисекстиль Нептун- стеллиум Марс- Меркурий-Юпитер- Луна- описывают " детскость" Кармен:

"Божественно, детски-плоско

Короткое, в сборку, платье.

Как стороны пирамиды

От пояса мчат бока.

Какие большие кольца

На маленьких темных пальцах!

Какие большие пряжки

На крохотных башмачках!

Таков взгляд на образ Кармен- Марины Цветаевой...

 

 

Проспер Мериме,- автор новеллы "Кармен",-родился 28 сентября 1803 года в Париже, 10:00 PM

 

 

Его натальная карта представляет из себя конфигурацию "Праща", открывающуюся стеллиумом планет: Сатурн в Деве, Венера в Весах , Солнце в Весах.

Дева привносит оттенок критичности и служения, ориентации на социальные, культурные и эмоциональные ценности, в сочетании с Сатурном-практичной деловитости, литературного пристрастия к малым формам, умения ставить цель и идти к ней.

Солнце и Венера в Весах несет обаятельное изящество, хороший вкус, такт и деликатность..

Нептун в Скорпионе- в шестом доме - заканчивает "Пращу".

Солнечные Весы, асцедентальный Рак, синтетические Рыбы,-

Мериме- один из критических реалистов XIX века, блестящий драматург и мастер художественной прозы, дипломат и историк, переводчик и художник.

Он родился в светской, интеллигентной семье..

Молодой Проспер Мериме рано развил в себе изящный вкус и культ искусства, стал профессиональным юристом и вскоре преуспел в области политики..

Взгляните на МС- там соединение Луны и Плутона,-в знаке Рыб.., так называемая "ручка" Пращи..

Плутон и Нептун- во взамной рецепции , управитель шестого дома в десятом...

С одной стороны,- это научно-реформаторские и в тоже время художественные черты отца Проспера-Жана Франсуа , - известного художника, преподавателя, химика.., с другой стороны- этот политический и карьерный статус, который Проспер Мериме - утвердил за собой..

Он, в отличие от многих известных и талантливых людей, занимал очень важный пост в правительстве, был приближен к империтору, имел покровителей.

И все же одна из интересных его ипостасей- новеллы, среди которых важнейшая - "Кармен"..

Новелла- небольшая и очень емкая, четко выписанная..

Венера- в Весах в соединении с Сатурном в Деве , Солнце- с Венерой , весь стеллиум- в четвертом поле,- дает патриотзм и художественную четкость, тягу к историческим персонажам ( например, его историческая драма "Кромвель")..

Пятое поле- начинается Ураном в Весах, дальше- опять стеллиум:

Уран в соединении с Юпитером, Марсом в Весах в изгнании и Меркурием в Скорпионе в пятом поле..

Меркурий- в Скорпионе- тонкий, психологичный, даже - по своему жесткий, рисует нам картины из жизни совсем небогатых людей..

Работницы, солдаты, бандиты,цыганка .- немного странный выбор для сенатора, академика и просто знатного сеньора, не правда ли ?

Эти стеллиумы, имхо, очень важны- они описывают нам- Мериме- как бы изнутри.., вне парадных костюмов.

Очень интересен и включенный знак Близнецов в 12 поле: многим известны переводы Мериме- он знал несколько языков и владел русским, читая в полиннике Пушкина , Гоголя и Тургенева.

Он первым по достоинству оценил русских писателей..

"Кармен"- испанская цыганка..

Мериме- описывает ее от имени трех мужчин..

Рассказчик-путешественник озабочен своими этнографическими изысканиями

Кармен "является" ему на набережной Гвадалквивира.

Юная цыганка поражает любознательного и добропорядочного филистера своей "странной, дикой красотой" и экстравагантностью поведения.

Кармен - для него этнографическая особенность.. и француз спешит зачислить ее в "приспешницы дьявола".

Но, впрочем,- именно в его рассказе она- неотъемлимая часть природы, "в свете сумрачном, струящемся от звезд", на фоне темно-синей реки .

Второй повествователь, разбойник и контрабандист Хосе Наварро, пишет портрет героини любовно..

Именно из-за нее он изменил солдатской присяге, ушел из привычной ему среды.

"Непредсказуемость героини, видимая алогичность ее поведения, наконец, ее ворожба видятся Хосе враждебными проявлениями цыганского образа жизни."

Третий (и самый важный) повествователь — это автор.

Он- контрапунктом вмешивается в голоса путешественника и контрабандиста и делает образ цыганки- стереоскопичным..

Мое мнение,- в этом "виноват" Хирон в Козероге в восьмом поле, здесь он в третьем деканате- Козерог- Дева, управитель- Сатурн в Деве, в четвертом поле.

"Кармен" у Проспера Мериме- конфликт между Янь и Инь, между природой в лице Кармен и социумом-в лице Хосе.., между Солнцем и Луной.

 

 

Перед нами акварель "Цыганская семья" , написанная самим Мериме.

И тут- цыганка в характерной, независимой позе, среди воплощенной бедности и голодных детей.

Тема любви- неизменно связана с темой смерти,- Меркурий в Скорпионе.

Хосе хоронит Кармен в лесу,- и именно лес- в мифологических архетипах связан с символикой женского начала, как и вода и ночь, сопровождающие Кармен на протяжении всей новеллы.

Красный цвет- тоже дань художественным архетипам..

Внимательный этнограф и чуткий художник, Мериме определенно знал, что красное (красная юбка в момент первой встречи героини с Хосе) и белое (сорочка, чулки) в сочетании наделяется мистическим значением, связывающим кровь и смертную муку с очищением, женское начало — с животворящей страстью"..

Уже в 1874 году Ж.Бизе пишет оперу "Кармен" на либретто А.Мельяка и Л.Галеви, признанную впоследствии одной из вершин оперного искусства.

Композитор Жорж Бизе родился 25 октября 1838 года,am , Париж

 

 

Свои неполных тридцать семь лет, которые ему были отведены на Земле,- он прожил ярко и насыщенно.

Как и Проспер Мериме, он родился в интеллигентной семье, отец- был преподавателем вокала, мама- пианистка.

Именно мать стала первой учительницей сына.

В десятилетнем возрасте юный музыкант поступает в консерваторию.

Очень талантливый, он без особого труда учится, много читает, впитывает в себя впечатления..

Одаренный студент неоднократно получал премии на внутриконсерваторских конкурсах — по фортепианной и органной игре, полифонии и композиции, что завершилось в 1857 году получением большой Римской премии, предоставлявшей право на длительную заграничную командировку.

Поездка в Италию- дала ему более пристальное обращение к народным мотивам, природе, фольклору.

Идеалом для Бизе становится прекрасный, гармоничный мир Моцарта и Рафаэля.

Его голова- наполнена то одной, то другой оригинальной задумкой..

Здесь он впервые задумывается, что более всего- его привлекает музыка для музыкального театра.

Возвратившись в Париж,- он занимается рутинной работой, ради заработка, и одновременно- много пишет..

"Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части...

Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги — к черту!",- раздраженно пишет он..

Одну за другой он пишет лирические оперы-"Искатели жемчуга", "Пертская красавица", музыка к драме А.Доде "Арлезианка","Джамиле", "Дон Родриго" и ,наконец, -"Кармен"

Герои "Кармен"- выпуклые, яркие, четко обрисованные, очень страстные..

Яркие хоры, речитативы, народные сцены,- насыщенные жизнью..,экспрессией..

Портрет главной героини- заполнен мелодикой испанских танцев-, мы вслушиваемся в мелодии и ритмы хабанеры, сегидильи, поло..

В противовес яркой и неистовой Кармен- дуэты Хозе и его невесты Микаэлы, словно из другого мира, наполнены мягкой романсовой прелестью..

Столконовение человеческих характеров, сила любви и смерть идут рядом..

Давайте посмотрим карту композитора Бизе.

Карта, имхо, представляет из себя "Корзину", от Юпитера в Весах, до Плутона в Овне,- единственная планета в качестве ручки, стоящая особняком,- Марс во Льве., в одиннадцатом доме

Нагрузка на Марс во Льве- этот элемент "ручки"-компенсирует карту, здесь- ее главное энергетическое ядро, тем более, что Солнце и Марс- во взаимной рецепции по управлению.

Бизе- солнечный Скорпион- страстный, аналитичный, доходящий в своих изображениях до самой глубочайшей правды, трагизма, -но искренний, чистый, трансформирующийся.

Восходящие и синтетические Весы,- ему никогда не изменяют чувство меры и вкуса.

Солнце делает несколько линейных аспектов- к Нептуну- квадратуру и трин к Урану..,- привнося интуитивность и путь по наитию, до удивительных творческих находок и озарений..

Иногда мне кажется, что то, что это "бродит" у композитора внутри, и - находит выход в его творчестве, заменяя и сублимируя какие-то мечты и желания.

Тау квадрат- Плутон- Венера- Луна- необычайно силен..

Луна в Козероге, в изнании, но в своем родном четвертом доме, управиль Козерога- Сатурн- во втором доме- отсюда яростная борьба за каждую заработанную монету, за выживание..

Марс и Сатурн- в квадратуре, вместе с тем- Солнце и Марс- составляют секстиль..

Так и хочется сказать, что повседневная рутина жизни "заедает" и "стопорит" творческий процесс..

Очень эмоциональный,- Луна в Козероге в изгнании делает квадратуру к Плутону в Овне в обители в седьмом доме,- Бизе тяжело переживал свою семейную жизнь, был зависим от своих партнеров, впадал в депрессии..

Борис Кушнер в своей книге "Рекомендательное письмо"- рассказывает:

" Ежедневная жизнь Бизе с бесконечными уроками, подённой работой для музыкальных издателей, тяжёлыми переговорами с театральными директорами, с хроническими неврозами жены и тёщи, с бытовыми, денежными заботами и т.д., и т.п. выглядит адом"

При этом - человеком Жорж Бизе был бесстрашным, очень смелым..

Например,во время франко-прусской войны, когда Франция находилась в критическом положении, Бизе вступает в ряды Национальной гвардии, и рискует жизнью..

Все проза жизни,- с одной стороны,- закаляет композитора, дает ему возможность трансформироваться и трансформировать свое отношение к собственным героям, образ которых он ваяет ...

В своей статье "Беседы о музыке" Бизе приветствует "страстный, буйный, подчас даже необузданный темперамент, подобный Верди, который дарит искусству живое, мощное произведение, сотворенное из золота, грязи, желчи и крови. Я меняю кожу и как художник, и как человек", — говорит о себе Бизе.

Уран и Нептун во взаимной рецепции по управлению- дает явную симпатию автора простым людям, которые , как и у Мериме, любят и ненавидят, страдают и радуются..

С другой стороны- запас энергии и сил,- истощается,-здоровье композитора подтачивалось частыми острыми ангинами.

Скорее всего, он страдал хронической ревматической болезнью, не давшей ему дожить до тридцати семи лет.

В своей очень интересной книге, Борис Кушнер- пишет о низменности некоторых музыкантов,у которых Бизе просил рекомендательные письма..

На протяжении всей своей жизни- Бизе страдал от неуверенности в себе,- он оставался простым и скромным человеком..

Зная о восходящих Весах-, имеющих такое же качество, не понаслышке,- я хорошо понимаю, что это такое..

Итак,- одно письмо было очень восторженное, от Россини,- и оно очень помогло Бизе, второе письмо- от композитора Карафа, профессора консерватории..

Как то случилось совершенно случайно, что Бизе открыл данное запечатанное послание..

И вот что он прочитал:" Податель сего, молодой человек, имевший здесь большой успех в учёбе. Он завоевал важный приз в нашей консерватории. Однако по моему скромному мнению, ОН НИКОГДА НЕ СТАНЕТ драматическим композитором"

Письма и контакты в карте Ж.Бизе идут по третьему дому,- куспид третьего дома- в Стрельце, управитель- Юпитер, стоит в зоне тайных врагов,- 12 доме, в Весах.

Классический управитель третьего дома и дорифорий карты- Меркурий в Весах, в первом доме, Венера- также в Весах..

Я хочу закончить свою статью словами самого Бизе, которые можно адресовать и перефразировать и для астрологов:"

"В музыке все как в жизни: хорошие музыканты не помнят зла. Плохие - добра."

Будучи очень добрым, веселым и остроумным, он очень любил шутить..

Однажды Бизе присутствовал на каком-то очередном представлении "Кармен".

В сцене, где Хозе должен убить героиню ударом стилета, актер, игравший Хозе, вдруг обнаружил, что не имеет при себе орудия убийства - забыл в гримуборной...

Наступила длинная неловкая пауза, публика не понимала, чего Хозе ждет?

Наконец из зала раздался голос Бизе, догадавшегося в чем дело:

- "Да задуши ты ее к чертовой матери, и дело с концом!"

Хозе так и поступил под бурные аплодисменты и хохот в зале.



Источник:

http://www.oculus.ru/blog.php?id=5199

⇐ Вернутся назад