"Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром".
Евангелие от Луки
Все предки Марины Ивановны Цветаевой по отцовской линии были священниками, кроме самого Ивана Владимировича, который, хоть и закончил семинарию, и даже академию, но батюшкой не стал. Духовное звание в России долгое время было почти кастовым. Так что, когда вышло послабление, многие тут же сменили профессию, серьезно пополнив революционные ряды. Формальное, внешнее благочестие, конечно, сохранилось. Но Цветаева не принимала его с детства.
Рано лишившись матери, она вообще росла самостоятельной и своевольной. Незадолго до первой исповеди ее преследовало странное наваждение: вместо молитвы, несчётное число раз, холодея от кощунства, она произносила: Бог-Чёрт, Бог-Чёрт… Готовясь признаться в этом священнику, она была обескуражена его вопросом: с мальчиками целуешься? О том, что действительно мучило юную душу, никто не спросил…
Однажды, вместо иконы Марина поставила в святой угол портрет Наполеона. В ответ на требование отца немедленно убрать это, она схватила со стола тяжёлый подсвечник, готовясь физически защищать своё право на свободу выбора. Наверное, мягкому Ивану Владимировичу стоило бы хорошенько ее выпороть, но…
Кончилось это плохо. Осенью четырнадцатого, через год после смерти, будучи уже женой и матерью, она влюбилась… в поэтессу Софью Парнок. Этот роман Цветаева назвала «треклятой страстью» и «часом своей первой катастрофы». Она понимала, что искупалась в такой мерзости и грязи, какую надо еще поискать, но вырваться сама не могла – грех притягивал. Он приносил то, к чему она давно рвалась: быть вне общества и вне Закона.
Вспомяните: всех голов мне дороже
Волосок один с моей головы.
И идите себе... - Вы тоже,
И Вы тоже, и Вы.
Разлюбите меня, все разлюбите!
Стерегите не меня поутру!
Чтоб могла я спокойно выйти
Постоять на ветру.
Это последнее стихотворение из сборника «Подруга». Цветаева никогда не публиковала эту книгу и почти никому не давала ее читать при жизни. Но вся Москва и так все знала. Неизвестно, что именно: жалость к опозоренному мужу, любовь к дочке, жажда творчества, а может быть, все вместе, но только что-то разбудило в Марине Ивановне острое чувство вины перед Богом и покаяние. Она впервые ощутила присутствие Живого Христа, стала целовать иконы в храме и Распятие, чего никогда раньше не делала, и бросилась к другим поэтам, чтобы понять, что происходит в ее душе. Уехав в деревню, в Александровскую слободу, она буквально штудирует духовную поэзию Ахматовой и Гумилева, но особенно – Блока. На Пасху 16-го она пишет ему посвящение.
Ты проходишь на запад Солнца,
Ты увидишь вечерний свет.
Ты проходишь на запад Солнца,
И метель заметает след.
Мимо окон моих – бесстрастный -
Ты пройдёшь в снеговой тиши,
Божий праведник мой прекрасный,
Свете тихий моей души!
Я на душу твою – не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому, святому лику
Только издали поклонюсь.
И, под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег
И во имя твоё святое
Поцелую вечерний снег -
Там, где поступью величавой
Ты прошёл в снеговой тиши,
Свете Тихий – Святыя славы -
Вседержитель моей души.
«Раз и навсегда – все мои такие стихи, все вообще такие стихи обращены к Богу. – Поверх голов – к Богу! Так: все мои стихи – к Богу если не обращены, то возвращены. (Это написано уже в 31 году, в «Истории одного посвящения. А вот строчки из 18-го.)
Я – страница Твоему перу,
Все приму: я – белая страница.
Я – хранитель Твоему добру:
Возвращу и возвращу сторицей.
Я деревня, черная земля.
Ты мне луч и дождевая влага.
Ты – Господь и Господин, а я –
Чернозем – и белая бумага.
Ведь это же молитва! Тогда я этого еще (и тут Марина Ивановна обрывает саму себя) – нет, знала! – упорно не хотела знать». Видимо, как и у всей страны, ее взрослое сознание окончательно сформировала революция и гражданская война. Все личное уходит на второй план. Гражданский голос Цветаевой начинает звучать сразу. На Пасху 1917-го она пишет Николаю II:
Пал без славы
Орел двуглавый.
– Царь! – Вы были не правы.
Помянет потомство
Еще не раз –
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.
Ваши судьи –
Гроза и вал!
Царь! Не люди –
Вас Бог взыскал.
Обвинив царя в отречении как в предательстве присягавших ему и верных своему слову людей, она заканчивает свое посвящение так: «Царь! – Потомки и предки – сон. Есть котомка, коль отнят трон». Но когда через год, 17 июля, стоя в очереди, Марина Ивановна увидит, как равнодушно люди слушают вопли газетчика о расстреле царской семь, она громко, чтоб все слышали, скажет дочке: «Аля, Император убит. Молись!»
Такое «чудачество» большого поэта никого не удивило. Многим было уже известно стихотворение «Дон» из «Лебединого стана», написанное весной 18 года! Отметив его специальным «Нотабене», как свое любимое, Цветаева во всеуслышание заявляет, что белое движение обречено на гибель, но всякий честный человек в России должен быть с ним.
Кто уцелел - умрет, кто мертв - воспрянет.
И вот потомки, вспомнив старину:
- Где были вы? - Вопрос как громом грянет,
Ответ как громом грянет: - На Дону!
- Что делали? - Да принимали муки,
Потом устали и легли на сон.
И в словаре задумчивые внуки
За словом: долг напишут слово: Дон.
Осень 1919 года. Есть в Москве нечего, нет даже хлеба – одно зерно. У Марины Цветаевой на руках две дочери: Ирине два с половиной, Ариадне, Але, – семь. Муж – офицер Белой армии, и от него нет никаких вестей. Кто-то из знакомых говорит, что девочек можно пристроить в какой-то загородный приют в Кунцеве – там топят и кормят американскими продуктами. Понимая, что зиму троим не пережить, в середине ноября Марина Ивановна их отвозит.
Под новый год ей сообщают, что в «образцовом» приюте вовсе не так уж хорошо (постоянные карантины, все тот же голод), и что детей лучше было бы забрать. Но куда!? Из семи комнат в квартире жилой осталась одна. Окно в ней от буржуйки потемнело так, что в комнате всегда ночь. На дрова ушла вся мебель, а температура по утрам все равно не выше пяти градусов… Наконец, Аля заболевает тифом, и Марина бросается за ней. Хватает домой. Из последних сил выхаживает. А второго февраля узнает, что с голоду умерла ее младшая дочь.
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были – по одной на каждую -
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла! –
Старшую у тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла.
Две руки – ласкать – разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая – на шейке тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем не понято,
Что дитя мое в земле.
Этот материнский стон вырвется из Марины Ивановны только на Пасху. До этого – полное молчание, загнанность и тоска. Почти все вокруг обвиняли ее в смерти Ирины. Да, наверное, и сама она. В те же дни, в то же Светлое Христово Воскресение 20-го, она пишет стихотворение «Грешница».
Ты пишешь перстом на песке,
А я Твоя горлинка, Равви!
Я первенец Твой на листке
Твоих поминаний и здравий.
Звеню побрякушками бус,
Чтоб Ты оглянулся – не слышишь!
О Равви, о Равви, боюсь –
Читаю не то, что Ты пишешь!
А сумрак крадется, как тать,
Как черная рать роковая.
Ты знаешь - чтоб лучше читать -
О Равви – глаза закрываю…
Это из Евангелия от Иоанна. Когда фарисеи привели ко Христу перепуганную женщину и спросили: надо ли побить ее камнями, потому что она поймана в прелюбодеянии? – Иисус ответил: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Книжники разбежались. Для Цветаевой это была не только самозащита – ее саму хоть и заставали не раз, но смертью не наказывали, просто не любили. Не имея собственных сил на борьбу, она надеялась на Спасителя. Ведь евангельские мироносицы: и Мария Магдалина, и Иоанна, жена домоправителя Иродова, и Сусанна, были исцелены Господом от злых духов и болезней, и потом служили Ему своим имением. И были на Голгофе. И первыми пошли ко гробу. И первыми увидели Христа Воскресшего.
1921 год. Гражданская война закончилась, а известий о муже все не было. Цветаева не сдавалась. Она будет ждать Сережу. Ждать и искать. Всех знакомых она умаляла спрашивать о нем, где только можно. И вдруг 1 июля благая весть: «Мой милый друг – Мариночка! С чего начать? Нужно сказать много, а я разучился не только писать, но и говорить. Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – лишь бы Вы были живы!»
«Мой Сереженька! – отвечает она Эфрону. – Если от счастья не умирают, то каменеют. Только что получила Ваше письмо. Закаменела. Не знаю, с чего начать. – Знаю, с чего начать: то, чем и кончу: моя любовь к Вам…»
Вообще-то, белогвардейских жен в те времена нередко расстреливали или отправляли на Соловки. Но она об этом даже не вспомнила – так и написала в прошении «для воссоединения семьи». Неизвестно, чем бы это кончилось, если бы не одно обстоятельство. Примерно в это время советское правительство начало готовить массовую высылку инакомыслящих.
Во-первых, от них давно пора было избавиться, а во-вторых, надо было идейно расколоть эмиграцию. А кто это мог сделать лучше, чем вечно бунтующие Николай Бердяев, Сергей Булгаков и Марина Цветаева? Ей стали всячески намекать на положительное решение ее вопроса, а заодно поставили на усиленный паек. Марина Ивановна, словно почувствовав, какого от нее ждут поведения, стала Ариадну откармливать (а, может быть, ей кто-то и сказал – ведь нашелся чекист, который посоветовал ей до границы помалкивать, потому что ее будут в поезде «сопровождать»). И когда дочь спрашивала, не достаточно ли она уже толстая, чтобы поразить Европу, Цветаева строго отвечала: «Ешь, Аля! И без фокусов! Знай, что это я тебя выбрала».
Марина Ивановна действительно ощущала себя евангельской блудницей. Но не только из-за страстей. Ей казалось, что женщина, пришедшая в дом Симона-фарисея, должна была иметь неимоверную решимость и немыслимую свободу, чтобы из пропасти падения решиться полюбить Учителя и так выразить свое чувство.
Когда хозяин дома подумал про себя, что если бы Иисус действительно был пророком, то знал бы, какая женщина прикасается к Нему, Христос рассказал ему притчу. Один человек был должен пятьдесят динариев, а другой пятьсот, и заимодавец простил обоим, потому что им нечем было платить. «Который же из них более возлюбит его?» - «Думаю, тот, которому более простил». И Господь ответил: «Правильно ты рассудил».
"И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит". Евангелие от Луки
11 мая 1922 года, перекрестившись на каждую церковь, Марина Ивановна с Алей уехали из Москвы. Встреча произошла на перроне берлинского вокзала. Из воспоминаний Ариадны Эфрон. «Сережа уже добежал до нас, с искаженным от счастья лицом, и обнял Марину, медленно раскрывавшую ему навстречу руки, словно оцепеневшие. Долго, долго, долго стояли они, намертво обнявшись, и только потом стали медленно вытирать друг другу ладонями щеки, мокрые от слез».
Немного погодя Сергей Яковлевич описал друзьям свои первые впечатления: «Марина изменилась мало, но Аля… превратилась в громадного бегемота, которого я не могу поднять на руки». Н а какое-то время Ариадна Сергеевна перестала быть подругой своей маме, а стала обычной дочкой своим родителям. Это были мгновенья семейного счастья: вечерами папа читал им что-нибудь при керосиновой лампе, а мама «рукодельничала»: чинила одежду или штопала носки. Казалось, она сможет побороть в себе грязь. Она так хотела этого. Так ждала…
Вскоре Эфрон пишет другу: «Марина – человек страстей. Гораздо в большей мере, чем раньше. Отдаваться своему урагану для нее стало необходимостью, воздухом ее жизни. Всегда все строится на самообмане. Человек выдумывается, и ураган начался. Марина рвется к смерти».
Жизнь Сергея Яковлевича – сплошная пытка. Но он так любил ее, так терпел и выхаживал, что смог продлить ее жизнь настолько, насколько прожил сам. Присутствие его духа, давало надежду на прощение и помогало находить себя и ей. В одну из таких покаянных минут, в августе 23-го на свет и появилась «Магдалина».
О путях твоих пытать не буду,
Милая! – ведь все сбылось.
Я был бос, а ты Меня обула
Ливнями волос -
И – слез.
Не спрошу тебя, какой ценою
Эти куплены масла.
Я был наг, а ты Меня волною
Тела – как стеною
Обнесла.
**************************************************************************
Комментировать( 22 )
Растрогана до слез и потрясена. Ее стихи так мне созвучны почему-то и понятны. Словно я это уже думала. Спасибо за статью.
как мы все любим однозначность
и навешивать ярлыки тем, кто уже не сможет ответить
не было грязи в жизни Марины Цветаевой
был ураган страстей - да, были трагические ошибки - да, были разочарования и погибшие надежды
но не было грязи
чернозем - это не грязь, это почва, на которой взращиваются цветы духовных высот
Марина Цветаева, грешница?!!! Какая дикость! автор статьи даже не подписался - правильно сделал.
А если бы себя подобным образом повела, например, ваша сестра или соседка, вы были бы и к ней столь терпимы?
Вот что значит обаяние таланта - любимым людям прощается все!
Обожаю Цветаеву, очень близка мне по духу. В ее творчестве такая точность в каждом слове, такая глубина чувств, что, читая ее, понимаю себя и готова подписаться под каждым ее словом. Но нельзя словом "грязь" характеризовать ее поступки, страсти, жизнь. Все намного глубже. Это нельзя не почувствовать,читая ее стихи и прозу.
Я согласна с предыдущими отзывами, может быть, автор просто не правильно выразил свою мысль?
Тем не менее, спасибо большое за статью и за отрывки из Библии.
Автору - респект за тему!
Марина Ивановна Цветаева - безусловно, одна из величайших поэтов России 20 века - поэт уровня Ахматовой, Мандельштама, Пастернака. Обычно, когда любишь чье-то творчество, так и хочется приписать этому человеку несусветные и несуществующие добродетели и достоинства. Ну как же признать, что любимый поэт имела недостатки???!!!
А у Цветаевой были недостатки, да еще какие! Она всегда и всеми воспринималась как человек очень необычный, яркий и весьма тяжелый в общении. Она была очень порывиста, эмоциональна, напряженна, требовательна, эгоистична, предъявляла к людям (а уж к себе - тем более!) чрезвычайно высокие требования. Словом, Цветаева - это прямой антипод принятому сейчас "позитивному мышлению"!
И мне понравилось, что автор изобразил ее не лубочно-пряничной, а живым и небезупречным человеком, каковым она в действительности и была. У Цветаевой была репутация ооочень неоднозначная, ее любили и ненавидели, ей многое прощали. Она была человеком с очень ярко выраженной любовью к жизни и тягой к смерти - и ее трагический конец совершенно закономерен. У нее был словно "дар" усложнять жизнь себе и другим, выбирать наиболее трагические из предлагаемых обстоятельств. Это очень тяжело для человека, но этими страстями питается творчество. Такие натуры горе воспринимают словно бы обильнее, чем радость - отсюда необыкновенная мощь поезии Цветаевой и ее удивительная энергетика.
интересно, почему не могу добавить комментарии???
слишком длинные?
Но хочу попенять автору за то, что он как-то противопоставил небезупречную Цветаеву ее мужу Сергею Эфрону, который от цветаевских страстей много претерпел.
А зря - они оба ооочень даже стоили друг друга!
И Эфрон был уж вовсе не ангелом! Достаточно сказать, что именно его - при всех своих увлечениях - она любила так, как никого другого. И именно за ним она поехала и из России в эмиграцию, и из Франции в СССР - прямо навстречу своей смерти.
В начале двадцать первого века мы пишем о страсти женщины к другой женщине как о грехе. Разве это не просто страсть, глубокое сильное чувство? И кому какое дело, что она вкладывала в свои стихи? Вы это знаете наверняка? Или Вам так больше нравится? Мне важнее, как я сама воспринимаю слова и что сама вкладываю в них. Такое состояние и приходит. Действительно, все ее стихи больше как обращение к Богу подходят - красиво, искренне, сильно. Счастливая, она с детства стремилась быть честной
человек без внутренних запретов?
Скорее, безграничный человек.
Классика жанра по Климову. Еврейка, извращенка-лесбиянка, вырожденка. Отправила своих детей в приют, прекрасно зная, что они там не выживут. Сама же развлекалась с любовником, пока муж воевал.
Мне тоже раньше нравились ее стихи. Пока не довелось почитать ее биографию. Ни один ее стих не стоит жизни ее детей.
Насчет того, что по теории Климова Цветаева - классический тип личности с признаками вырождения, вы правы. Однако среди великих литераторов, деятелей искусства и науки представителей "деградации" - не меньше, чем нормальных. И искусство питается любыми страстями и талантами, а не только положительными примерами.
Кстати, Анна Ахматова - между прочим, пример полностью нормальной, во всех смыслах биологически положительной личности - отличалась традиционной ориентацией, здоровой психикой и т.д. - писала "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда..." Она очень хорошо знала круг литераторов > русской поэзии, литераторов эпохи декаданса, среди которых этих самых > и нормальных можно было просто по пальцам пересчитать! > было куда больше, именно они >. Именно это великий поэт и имела в виду - и прототипы творчества могут быть небезупречны, и сами авторы - иметь большие недостатки, и события могут быть далеко не идеальны. Но такова уж природа таланта - что росту таланта все способствует - и плохое, и хорошее. Кстати, Ахматова приятельствовала с Цветаевой, искренне переживала и за ее тяжкую жизнь, и за ее ужасную смерть.
Кстати, а почему вы решили, что Марина Ивановна была еврейкой?
И почему вы решили, что Цветаева знала, что дети в приюте погибнут? Наоборот, она видела, что они 100 % умрут в городе, где даже взрослые умирали от голода сотнями. Она надеялась, что приют - единственное место, где будут кормить, где есть хоть малейший шанс выжить! Она не была ясновидящей и не умела предвидеть будущее. Как мы можем из нашего времени выносить суждения о героях СВОЕГО времени? Эпоха и нравы были иными, нам мало понятными.
Опять же - в том, что жизнь Цветаевой так не задалась, виноваты не только особенности ее тяжелого характера и подвижной психики. Во многом виновата сама тяжелейшая эпоха, в которой ей выпало жить, а во многом - огромная любовь Цветаевой к ее мужу - Сергею Эфрону.
Ведь не Цветаева, а именно Эфрон был инициатором этих трагических заигрываний с чекистами, именно он (не посвящая Цветаеву в свои планы) стал работать на СССР, предав таким образом своих товарищей по "лебединому белому стану". Именно на совести Эфрона целый ряд убийств и акций, осуществленных чекистами на Западе. Именно Эфрон поощрял и поддерживал коммунистические иллюзии, которым поддалась Ариадна - и не пытался ей объяснить кое-что о реальной жизни в СССР. Он, конечно, и сам заблуждался, но был все же более информирован, чем Аля, всю сознательную жизнь проведшая за границей и представлявшая себе СССР как прекрасную мечту... И именно Эфрон настоял на отъезде в СССР - что привело его к смерти, Марину Ивановну - в петлю, Алю - в концлагерь, а их сына Мура - к тяжелейшему душевному расстройству.
Отношения Цветаевой с Муром были, судя по описаниям, вообще ужасны и явно выходили за рамки общепринятой нормы. Одна его странная реакция на ее самоубийство чего стоила...
А Эфрон словно бы и не вмешивался в странную семейную атмосферу.
В общем, это Цветаева любила, а Эфрон словно бы позволял себя любить, позволял постоянно себя завоевывать, себя сопровождать в перемещениях, поездках, идеях, инициативах... Все это было бы и неплохо - мужчина должен быть главой семьи! Но мужчина, который так активно мостит путь на тот свет себе и своим любимым домашним...
В общем, парой они были вполне гармоничной - оба люди очень трагического склада.
Кстати, так же точно погибла и еще одна великая женщина из русской эмиграции.
Подобно тому, как работа Эфрона на чекистов привела их к смерти, точно так же генерал Скоблин, работающий на тех же самых чекистов, привел к смерти свою супругу - великую русскую певицу Плевицкую. Она была осуждена за шпионаж в пользу СССР и погибла в заключении. Обе - и Цветаева, и Плевицкая - настоящие жертвы и эпохи, и своей великой любви к мужьям... Но не будь у них таких преувеличенных страстей, не расцвело бы так их творчество - так что выиграли от их страстей мы - потомки и почитатели.
Стихи Цветаевой не могут "раньше нравились".Биографию написала ее сестра Анастасия Цветаева.И не дай бог никому пережить голод и отречение ребенка от тебя(это о сыне).Вы бы не отдали детей в приют? А чем бы Вы их кормили? С каким любовником она развлекалась? Почему вырожденка? Да и по поводу лесбиянки сомнительно...Не судите и не судимы будете.А стихи ее -это чудо.И очень горько,что она сломалась и так нелепо ушла.
Не могу сказать, что от стихов Цветаевой летаю. Сколько не пыталась раньше читать, все не читалось, может возраст был не тот. С определенным настроем сесть и прочесть хотя бы несколько стихотворений, можно вникнуть в мысли человека, чем он(человек) жил?
Читая ее стихи разных возрастов, видишь, что они стремительно взрослеют каждый раз за разом.
Она жадно любила жизнь и, ей как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто-непомерные. В ней громко говорила языческая жажда жизни как лучшей радости, высшего блаженства. Всякая мистика была ей органически чужда. Да, Цветаева не подпала под влияние весьма распространенных в поэзии начало века мистических идей и образов. Ее романтизм-это скорее, юношеский максимализм, но он покоился на реальном фундаменте жизни.
Творческие, талантливые люди на глазах в отличие от обыкновенных людей. За ними всегда пристально наблюдали, завистники искали изъянов во всем, понимающие поддерживали. Интриги и сплетни создавали такое окружение плотного кольца, что не всякому человеку под силу выпутаться или выбраться с него и не сломаться.
Цветаева как многие творческие люди не смогла принять революцию 20 годов, покинула Россию. Сделала ошибку, уехав, так как ее стихи не понимали, или скорее было просто не до ее стихов эмигрантам.
Она понимала, что правда здесь в России, а сила там, за.....
Думаю, не стоит осуждать ее за отправку дочки за рубеж к отцу. В нынешнее время никто бы не прочь тоже пристроить детей там, где лучше, просто не все понимают, где это лучшее место?
Вернувшись на Родину перед самой войной(Великой Отечественной 41г.) она утратила силу сопротивления ударам судьбы(опять война, разлука с друзьями, потеря близких) и покончила с собой. Жаль, талантливый поэт(она не любила слово поэтэса), могла бы еще много интересного создавать. Творец забирает лучших.
Умная, талантливая и глубоко несчастная от этого женщина, каких теперь уже нет совсем!
Аминь.Теперь будут умные, талантливые и глубоко счастливые Анастасии из В.Мегре.
Интересно почему нет фамилии автора? и что за выражение "искупалась в мерзости и грязи каких еще поискать? автор вообще кем себя возомнил , что ставит оценки людям которым "шнурки" не достоин завязывать. Следили бы (авт.)лучше за собой. Если столь богочестивы знать должны что осуждение и злословие - грех большой. Так, что позаботились бы о направление собственной души в "райские кущи", а то при таком подходе... очень боюсь за вас.
Да и другим, судя по комментариям хотелась бы заметить, не нравится Цветаева или разонравилась, (по таким то таким то причинам, потому что она оказывается то то сделала, оказалась такой то! ой видить ее не могу!) Не читайте! но мнение держите при себе, до нее вам все равно как до радуги. Была, тем кем была., ее право. 21 век!-очнитесь - человеки!
Ахматова тоже не столь однозначна, прочитаите воспоминания разных людей и просто "пролопатьте" литературу.И поимете -ни, что человеческое ей,тоже небыло чуждо.
"И искусство питается ЛЮБЫМИ страстями и талантами, а не только положительными примерами."
А зачем такое искусство, если оно подпитывается сатаной? Что оно может дать Душе, которая пришла в этот мир взрасти? Что может дать, например, певец, композитор и автор слов, если он наркоман? Что он несёт подрастающему поколению своим так называемым творчеством, что сеет в их души? Сплошную тьму? Мы подчас забываем, что дары могут быть не только от Бога... И когда встречаемся с чем-то для нас "недостижимым", начинаем восхищаться и преклоняться пред этим. Так и в случае с Цветаевой. Если быеё по жизни вёл Бог, она не кончила бы так - самоубийством, отдав душу дьяволу. И нужно быть очень осторожным, когда прикипаете к чему-нибудь всей своей душой - она у нас одна, единственная во веки веков. Берегите её, не впускайте в неё непонятно что и непонятно от чего. Одним словом6 не сотвори себе кумира. Это из этой серии:-)))
зря вы так!
Никакое великое искусство Сатаной не подпитывается!
Но жизнь - не парад, и люди - не ангелы.
Я даже и представить себе не могу, например, литературу без стихов Высоцкого о любви - хотя все мы знаем, что в жизни он был наркоманом и что кое-кого из своих любимых женщин (в частности, Марину Влади) он еще и бил смертным боем. Да, он не годится в образцы социального поведения! Но ведь поэтом-то он был хорошим!
Опять же - как можно представить русскую литературу без лирики Есенина (а его алкоголизм - да еще при этом буйный нрав и редкая скандальность - всем были известны)? Алкоголиками были великолепные поэты Николай Рубцов, Павел Васильев, Михаил Светлов, писатели Юрий Олеша и Александр Фадеев. Уж на что мы все гордимся великим Шолоховым - кстати, лауреатом Нобелевской премии по литературе и автором величайшего романа, написанного в 20 веке - но уж всем известно, как он на старости лет "закладывал за воротник"...
Или вам не нравится творчество Булгакова? А ведь он был наркоманом (морфинистом).
И русская литература здесь - не исключение. Разве не выиграла французская литература от стихов Рэмбо, который в жизни был гомо, наркоман, алкоголик да еще и работорговец в придачу, уже ближе к концу жизни...И примеры можно множить без числа, потому что литературу и искусство создают люди, а люди - не ангелы, все они имеют недостатки, большие или меньшие.
Как же в этих людях совмещались "гений и злодейство". Да вот так и совмещались, и уживались! Все дело в том, что талант у человека - всегда от Бога. И такова уж природа таланта, что он, если дается даже очень несовершенному человеку, словно бы "перевешивает" его пороки и недостатки, и через этого несовершенного человека говорит сам Бог, так и рождается великое искусство.
Кстати, о самоубийцах.
Конечно, это - огромный грех, и тем не менее можно понять Цветаеву, оказавшуюся в ужаснейшем положении! Просто сердце разрывается, когда видишь копию документа той поры - великий поэт писала заявление в Союз писателей или в Литфонд - просила дать ей место посудомойки!
Великому поэту - место посудомойки... И того не дали...
Муж - убит, дочь - в тюрьме, отношения с сыном - катастрофические. Ни копейки денег. Ни друзей, ни знакомых, все или отвернулись, или сами в положении аналогичном, помочь не могут - не от кого ждать помощи. Читатетей нет, ее все забыли, а СССР ее не знает и знать не хочет, нужны другие стихи - в другом тоне... Так что на творчество - надежд никаких. Глухой угол - Елабуга. В общем, скорее всего, это было состоянии аффекта, крайнего отчаяния и жестокого разочарования в жизни.
Так что мне кажется невозможным осуждать Цветаеву! Мы не были в таком положении, нам таких испытаний не дано. Кстати, неужели вы хотите, чтобы и других великих самоубийц мы осудили? То есть и Маяковского, и Курочкина, и Гаршина, и Джека Лондона, и Курта Тухольски, и Эрнеста Хэмингуэя, и Чайковского - и многих, многих других?
Я считаю, что судить их будет Бог.Они за свое самоубийство ответят на страшном суде. А мы - их благодарные читатели и слушатели. И я уважаю этих людей, и не нам устраивать судилища их трагическому поступку.
********************************************************
Источник:
http://digest.subscribe.ru/woman/interv/n483801813.html