Гибель Собачьей площадки
Площадь Собачья площадка в начале 20 века
Прошло уже полвека с тех пор, как началось полное уничтожение этого старомосковского уголка, но до сих пор в памяти коренных москвичей и особенно арбатцев живет место, которого больше не найти на картах города, - Собачья площадка, "Собачка", как называли ее старожилы.
Свое название, столь экзотическое и смешное для уха приезжего в Москву человека, площадка получила по названию "собачьего двора" - здесь в ХVI в. были царские псарни и жили государевы псари, первые помощники в охоте, главнейшей придворной забаве тех времен.
Главной изюминкой Собачьей площадки был фонтанчик, украшенный собачьей головой. По московской легенде, установила его одна из местных обитательниц, одинокая благородная дома, потерявшая единственного друга - своего преданного пса.
Около фонтана разбили небольшой уютный скверик. В советские времена фонтанчик лишился украшавшей его вазы, но все же выглядел живописно.
Когда фонтан испортился, его стали засаживать цветами, и он стал украшением клумбы.
Эти места были связаны с именами людей, прославивших русскую культуру. Живших и бывавших здесь не перечислить, причем это имена великие из великих - Пушкин, например, жил здесь в 1827 году у своего друга Сергея Соболевского дольше, чем в 1831 году в своей арбатской квартире, где после женитьбы выдержал всего лишь неполных четыре месяца.
Собачья площадка. Рядом с ампирным особняком - дом Рынкевич, превращенный в лавочку еще при жизни Соболевского (к глубокому его расстройству, поскольку дом был одним из пушкинских мест Москвы).
Марина Цветаева сняла на Собачке дом, в котором мечтала (но не смогла) прожить долгие годы. "Здесь Пушкин жил, по этим камням ходил",- говорила она сестре, приводя самый главный аргумент в пользу аренды "собачкинского" дома.
В доме славянофила А.С. Хомякова на Собачьей площадке бывали лучшие русские писатели середины ХIХ века, классики, известные каждому школьнику, прочитавшему хотя бы оглавление в хрестоматии.
Дом с мезонином, в котором жил Хомяков. К 1913 году дом уже лишен "старомодного" ампирного декора, но внутри сохранял стиль 1840-х годов.
Были здесь памятные места на любой вкус - даже мать вождя пролетарской революции М.А. Ульянова снимала здесь квартиру, а сам Ленин останавливался у нее в доме.
Дом, арендованный матерью Ленина М.А. Ульяновой, где она проживала вместе с дочерью Анной. Здесь у матери какое-то время жил и сам Владимир Ильич, задержавшись в Москве по пути в ссылку. Правда, мемориальная табличка с именем Ленина не уберегла дом от сноса в начале 1960-х...
В доме Хомякова в 1920-х годах действовал музей дворянского быта середины 19 столетия. Но в 1929 году было решено, что такие экспозиции оказывают разлагающее воздействие на пролетариат. Музей расформировали, а особняк передали Гнесинскому музыкальному училищу, работавшему по-соседству.
Особняк с готическим декором - украшение Собачьей площадки
Особняк по адресу Собачья площадка, дом 5 принадлежал сестрам Гнесиным. Он и стал первым помещением для их школы и училища.
Особняки Собачки и выходивших к ней переулков уютные и ухоженные, после революции были отняты у хозяев, варварски эксплуатировались и ветшали, десятилетиями не зная ремонта. Невольно возникало ощущение. что их намеренно старались превратить в трущобы...
Так особнячки Собачьей площадки выглядели еще в середине 1920-х (кадр из фильма "Девушка с коробкой")
И вот такими они стали к началу 1950-х годов (виды Кривоникольского переулка):
Восстанавливать их, естественно, никто не собирался. Их начали сносить. Сначала точечно...
Особняки Лопухиных на Большой Молчановке
Их снос...
И вот в начале 1960-х годов Собачка оказалась полностью обречена на слом. Коренных москвичей, со слезами покидающих свою малую родину, переселили в новые районы блочных "хрущоб", куда нибудь в Коньково-Горбунково. В начале 1962 года городские власти приступили к сносу "малоценных старых построек". "Бульдозерная революция" на Арбате началась...
Последние дни Собачки...
И началось:
Магистраль, название которой вместо первоначального аполитичного "Нового Арбата" превратилось в идеологически-мемориальное "проспект Калинина" прорубили быстро. С этой "просекой" соединили еще две совершенно разнородных улицы. Начало проспекта образовала древняя Воздвиженка (с 1935 г. улица Коминтерна, с 1946 г. улица Калинина), шедшая от Кремля к Арбатской площади и вливавшаяся в старый Арбат. Ее русло при реконструкции выпрямили и соединили с новой магистралью. Конечный отрезок проспекта Калинина был проложен от улицы Чайковского (Новинского бульвара) к реке еще в 1950-е гг. и первоначально считался началом Кутузовского проспекта. В 1963 году Собачья площадка приказала долго жить...
Архитектурный ансамбль центральной части нового проспекта возводили с 1962 до 1967 годы. Левую сторону магистрали застроили четырьмя одинаковыми административными зданиями в 26 этажей, правую - четырьмя жилыми двадцатичетырехэтажными башнями. Кроме того, с правой стороны появились Дом связи, Дом книги и кинотеатр "Октябрь", с левой вдоль домов протянулась сплошная бетонно-стеклянная лента магазинов и кафе. Работал над проектом большой коллектив архитекторов во главе с М.В. Посохиным, народным архитектором СССР. Среди авторов были также А.А.Мдоянц, Г.В. Макаревич, Б.И. Тхор, Ш.А. Айрапетов и др.
О полном несоответствии проспекта окружающей застройке, об уродующих Арбат бетонных башнях не писал уже кажется только самый ленивый. Проект называли "чудовищным", "уродливым", "вставной челюстью старой Москвы"; публицисты сломали немало копий, целясь в архитекторов, "осчастлививших" столицу своим творением. Повторять всем известные аргументы против этой стройки нет смысла - уже пятый десяток лет город живет с ново-арбатской "челюстью"...
Возможно, Москве необходима была еще одна лучевая транспортная магистраль... Но каждый раз сердце сжимается от боли, когда видишь как некорректно она вписана в ткань города, как грубо оборваны живые русла арбатских переулков и улиц, превратившиеся в тупики на бетонных задворках магазинов, как "по-хамски" растолкали бетонные коробки своих архитектурных соседей.
Прокладка Нового Арбата
А ведь сам по себе проект интересен и выражает стиль своего времени. Появись этот проспект где-нибудь на свободном месте, "в чистом поле" новых районов или в родственном архитектурном окружении, мы бы воспринимали его шедевром 1960-х годов. Ле Корбюзье недаром уговаривал советских руководителей - не разрушайте старую Москву, постройте новую рядом. Так никто и не прислушался!
Тем не менее, окончательная "реконструкция" окрестностей нового проспекта, предполагавшая тотальный снос зданий, чудом сохранившихся от исторической застройки района, так и не была завершена, хотя планировались самые серьезные перемены в облике ближних улиц и переулков. Юрий Федосюк еще в 1983 г. писал: "Следует оговорить, что застройка магистрали еще не окончена. В начале ее, с левой стороны, резко дисгармонирует с общим характером нового ансамбля квартал староарбатских строений, включающий "Прагу". По правой стороне в ультрасовременную застройку подчас вторгаются чужеродные здания здания Большой Молчановки, к тому же тыльные их фасады. Итак, строительство и оформление магистрали еще ждут своего завершения" (Юрий Федосюк. "Москва в кольце Садовых").
Вернее было бы сказать, что бетонные гиганты, претендующие на ультрасовременность, вторглись в благородную застройку Большой Молчановки, уничтожив часть улицы, - вопрос о "чужеродности" давно решен москвичами. А "вывернутые" на проспект тыльные фасады, некогда скрывавшиеся во внутренних дворах и никак не предназначенные для обзора с "красной линии" парадной застройки, тоже, увы, повод для упрека архитекторам. Красивые, элитные постройки начала ХХ века не заслужили участи "жаться" на проспекте среди высокомерных новичков, стесняясь неухоженных дворовых фасадов, как человек, случайно попавший в толпу нарядных людей в утреннем дезабилье. Только в 1990-е годы эти фасады, наконец, покрасили и привели хоть в какой-то порядок, украсив витринами, рекламными щитами и башенками над крышей. Да и то, не все...
Но и к вставной челюсти со временем можно привыкнуть. В начале ХХI века Новый Арбат, уже отделенный от многострадальной Воздвиженки, вернувшей себе историческое название, стал привычной частью городского пейзажа, хотя нет-нет, и толкнется в сердце боль утраты, и душа погибшей Собачьей площадки, кажется, до сих пор витает среди новоарбатских небоскребов. Коренные москвичи еще долго будут помнить ее генетической памятью. И до сих пор обидно читать такие строки, написанные ныне покойным Ю. Федосюком в 1970-е гг. о новой магистрали Калининского проспекта: "Молодое поколение москвичей, не помнящее уже никаких Собачьих площадок и Кривоникольских переулков, чувствует себя на ней превосходно. Как место прогулок проспект Калинина стал серьезным соперником, если уже не победителем улицы Горького". Нет, молодое поколение москвичей 1970-х гг. и последующих годов никогда не забывало старых переулков малой родины, напротив, делало все, чтобы узнать о родных местах больше, чем сохранила смутная детская память... Рассказы бабушек, соседок, старых учителей о прошлом Арбата ценились на вес золота.
"Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам"...
Автором части фотографий является А.С. Потресов, замечательный московский фотограф. Снимки не всегда бывают подписаны, и я тоже не ставлю имя автора под каждым (боюсь ошибиться). Но по-моему, снимки старого Кривоникольского переулка, некоторые снимки Собачьей площадки и строительства Нового Арбата сделаны именно им.
Вернее было бы сказать, что бетонные гиганты, претендующие на ультрасовременность, вторглись в благородную застройку Большой Молчановки, уничтожив часть улицы, - вопрос о "чужеродности" давно решен москвичами. А "вывернутые" на проспект тыльные фасады, некогда скрывавшиеся во внутренних дворах и никак не предназначенные для обзора с "красной линии" парадной застройки, тоже, увы, повод для упрека архитекторам. Красивые, элитные постройки начала ХХ века не заслужили участи "жаться" на проспекте среди высокомерных новичков, стесняясь неухоженных дворовых фасадов, как человек, случайно попавший в толпу нарядных людей в утреннем дезабилье. Только в 1990-е годы эти фасады, наконец, покрасили и привели хоть в какой-то порядок, украсив витринами, рекламными щитами и башенками над крышей. Да и то, не все...
Но и к вставной челюсти со временем можно привыкнуть. В начале ХХI века Новый Арбат, уже отделенный от многострадальной Воздвиженки, вернувшей себе историческое название, стал привычной частью городского пейзажа, хотя нет-нет, и толкнется в сердце боль утраты, и душа погибшей Собачьей площадки, кажется, до сих пор витает среди новоарбатских небоскребов. Коренные москвичи еще долго будут помнить ее генетической памятью. И до сих пор обидно читать такие строки, написанные ныне покойным Ю. Федосюком в 1970-е гг. о новой магистрали Калининского проспекта: "Молодое поколение москвичей, не помнящее уже никаких Собачьих площадок и Кривоникольских переулков, чувствует себя на ней превосходно. Как место прогулок проспект Калинина стал серьезным соперником, если уже не победителем улицы Горького". Нет, молодое поколение москвичей 1970-х гг. и последующих годов никогда не забывало старых переулков малой родины, напротив, делало все, чтобы узнать о родных местах больше, чем сохранила смутная детская память... Рассказы бабушек, соседок, старых учителей о прошлом Арбата ценились на вес золота.
"Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам"...
Автором части фотографий является А.С. Потресов, замечательный московский фотограф. Снимки не всегда бывают подписаны, и я тоже не ставлю имя автора под каждым (боюсь ошибиться). Но по-моему, снимки старого Кривоникольского переулка, некоторые снимки Собачьей площадки и строительства Нового Арбата сделаны именно им.