«Если душа родилась крылатой...»

От "алой розы" к "ослиному хвосту"

В прямом эфире: спецпроект "Золотые россыпи Серебряного века" (3)

 

13:3617.06.201416201
“Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца” - таким был главный постулат Серебряного века. Его провозгласил Сергей Дягилев - один из основателей объединения, с которого ведется отсчет эпохи: “Мир искусства”.
 
Музей-мастерская скульптора Анны Голубкиной

Автор Ольга Бугрова

 

Объединение “Мир искусства” оказалось долгожителем Серебряного века. Оно просуществовало с 1898 по 1924 год и притягивало наиболее ярких художников. Это Серов и Коровин, Сомов и Бенуа, Врубель и Рерих, Серебрякова и Кустодиев и еще десятки знаменитых ныне мастеров. Почти каждый из них был универсалом. Самый показательный пример – творчество Александра Головина. “График, живописец, театральный оформитель, мастер мелкой пластики и декоративно-прикладного искусства, Головин был крупнейшим представителем своей эпохи”, – говорит сотрудник Третьяковской галереи Маргарита Чижмак.

“В его творчестве сфокусировались все устремления Серебряного века. Это и ностальгия, которая была свойственна мастерам “Мира искусства”. Тоска по ускользающей эпохе: созданный на полотнах мир предстает волшебной грезой, увлекая в царство красоты и гармонии. И театральное мышление Головина тоже было одной из граней Серебряного века: вот эта игра — иллюзия и реальность, вымышленное и настоящее”, — сказала Маргарита Чижмак.

У Александра Головина представлен и особо любимый художниками Серебряного века жанр цветочного натюрморта. “Впрочем, любовь к цветам была всеобщей, — замечает Маргарита Чижмак. — Достаточно вспомнить культ розы, воспетый в поэзии Бальмонта, Кузмина, Брюсова, и названия таких объединений художников, как “Алая роза” и “Голубая роза”:
“В полотнах художников Серебряного века огромное количество внимания уделяется цветам: впервые натюрморт начинает звучать по-особенному после века забвения в 19 столетии. Эта эпоха словно дышала ароматами природы, которая наделялась человеческими чувствами, прихотливостью настроений. И именно цветочные натюрморты вобрали в себя всю палитру эмоций, начиная от жизнерадостных ярко-алых роз Коровина до трепетного угасания едва живых голубых хризантем Сапунова”.

 

Постоянными участниками выставок “Мира искусства” были и скульпторы. В их числе такие крупные мастера, как Павел Трубецкой, Сергей Конёнков и, конечно, Анна Голубкина: первая русская женщина-скульптор, первая обладательница медали Парижской художественной выставки в 1899 году. И единственная русская ученица великого французского ваятеля Огюста Родена. Ее творчество соединило традиционный русский психологический реализм и новейшие течения — символизм и импрессионизм. А в итоге, по мнению современников, “обрело почти портретное сходство с эпохой”. Рассказывает сотрудник Третьяковской галереи Дмитрий Чудинов:

“Голубкина была совершенным новатором — это она восприняла от Родена, которого очень чтила. Творчество ее — не античные ясные слепки. Голубкина часто допускает для выразительности ломку формы, деформацию. Эти пластические возможности ее скульптуру и выделяют, делают особенной и узнаваемой. Ее самобытность очень вязалась именно с самобытностью Голубкиной как человека. Это была фигура, это была личность! Ее творчество почитали практически все крупнейшие художники Серебряного века: она была голосом этой эпохи”.

“Мир искусства” — одно из почти двадцати объединений художников Серебряного века. По мере движения эпохи к своему закату оно обрастало антиподами. В противовес “эстетствующим мирискусникам” создавались группы с нарочито непоэтичными названиями: “Бубновый валет”, “Ноль-десять”, “Ослиный хвост”. Наступало время русского авангарда…



РИА Новости http://ria.ru/radio/20140617/1012357552.html#ixzz353gQEQcn


*****************************************************************************

Источник:

http://ria.ru/radio/20140617/1012357552.html


⇐ Вернутся назад