В этом выпуске программы:

Поэт Максим Амелин представил Россию на Международном фестивале поэзии в Китае.

Рукопись знаменитого романа Василия Гроссмана "Жизнь и судьба" вернулась с Лубянки.

Писательница Людмила Улицкая выпускает сборник рассказов о послевоенном детстве.

Книгу о писательнице Лидии Либединской и литературной Москве представляет автор-составитель Наталья Громова.

Хроника литературной жизни

Поэт Максим Амелин представил Россию на IV Международном фестивале поэзии "Озеро Цинхай". Более 50 поэтов и переводчиков из разных стран, в том числе из России, Германии, США и Франции, а также 140 литераторов из КНР приняли участие мероприятиях в китайской провинции Цинхай. Местные жители называют Цинхай крышей мира - местом, близким к солнцу и всему возвышенному, то есть самым подходящим для литературных чтений.

В этом году тема фестиваля - индивидуальность поэта и социальная направленность его произведений. Российскую поэзию представил Максим Амелин, который в этом году стал лауреатом премии имени Солженицына с формулировкой "за новаторские опыты, раздвигающие границы и возможности лирической поэзии".

Амелин действительно поклонник стихотворного эксперимента, который вскоре смогут оценить и китайские любители поэзии. На фестивале в Цинхае подписано соглашение о переводе стихов Амелина на китайский язык. Этим займется известный русист Ли Иннань.

***

Рукопись знаменитого романа Василия Гроссмана "Жизнь и судьба", которая более полувека хранилась в архиве Федеральной службы безопасности (ФСБ), передана в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ).

В 1961 году все черновики рукописи, несколько печатных экземпляров книги "Жизнь и судьба" с правками и пометками автора, наброски и фотокопии были изъяты сотрудниками КГБ. Книга была признана антисоветской, и в ЦК Василию Гроссману заявили, что его роман может быть напечатан не раньше чем через 200-300 лет.

Однако жизнь этот прогноз опровергла, и судьба романа сложилась иначе. Копия книги сохранилась у друга писателя, поэта Семена Липкина. В 1970-е годы при содействии Сахарова, Окуджавы и Войновича "горькие, тяжелые страницы о Великой Отечественной войне", как называл их сам Гроссман, удалось вывезти за границу.

Впервые роман был опубликован в Швейцарии в 1980 году. В СССР он вышел в 1988 году в неполном варианте, в 1990-м был опубликован целиком. А в 2012 году Сергей Урсуляк снял по роману одноименный телесериал.

Василий Гроссман о судьбе своей рукописи так ничего и не узнал. Писал Хрущеву: "Цела ли моя книга, хранится ли она, может быть, она уничтожена, сожжена?" Но ответа не получил.

И вот теперь 11 тысяч страниц со сложной судьбой, упакованные в 13 коробок, торжественно вернулись с Лубянки. Рукопись будет храниться в фонде Василия Гроссмана в Российском государственном архиве литературы и искусства.

Для исследователей творчества Василия Гроссмана это бесценный подарок. Ведь до сих пор никто не знает, много ли расхождений у этой авторской версии романа с напечатанной в России в 1990 году? Не исключено, что специалистов ждет немало открытий.

***

Писательница Людмила Улицкая выпускает книгу чужих воспоминаний. Автор "Казуса Кукоцкого" и "Даниэля Штайна" просила тех своих читателей, кто был ребенком в послевоенные годы - с 1945 по 1953, написать ей письма о своем детстве.

Людмила Улицкая объединила письма в тематические главы и к каждой написала по предисловию. Получился сборник "Детство 45-53. А завтра будет счастье".

"Ни история, ни география не имеют нравственного измерения. Его вносит человек, - пишет Улицкая в предисловии к сборнику. - Иногда мы говорим: "жестокие времена". Но все времена по-своему жестоки. И по-своему интересны. <...> Сложенные вместе отрывки из писем людей разного возраста, социального происхождения и образовательного уровня меняют отношение к событиям прошлого, расставляют акценты иные, чем те, к которым мы привыкли. Они показывают изнанку советского мифа, правду жизни маленького человека, которому дана одна-единственная жизнь во времени, которое не выбирают".

Актуальное чтиво

В августе выходит книга, в которой за одним шумным столом собрались и Марина Цветаева, и Алексей Крученых, и Булат Окуджава, и Анна Ахматова, и Корней Чуковский, и Борис Пастернак, и Сергей Михалков, и многие другие писатели разных поколений и дарований. Кажется, такой стол невозможно себе представить, но он был. В писательском доме в московском Лаврушинском переулке. Стол, накрытый белой скатертью Лидии Либединской:

"Как в свое время Корней Чуковский собирал "Чукоккалу" (у него был такой альбом, куда известные люди записывали какие-то свои фразы, стихотворения, слова), Лидия Борисовна, так как была человеком стола, была хозяйкой дома, она эти записи своих друзей и знакомых оставляла на скатерти, а потом их вышивала - такая традиция была еще давно. Эта скатерть Лидии Борисовны стала музейным экспонатом, потому что на ней есть и подпись Ахматовой, и Шкловского, и заканчивается все уже нашим временем. На этой скатерти можно увидеть около 50 лет, несколько поколений поэтов, писателей, переводчиков, художников, с которыми она дружила или была знакома. В общем, мы подумали о том, что надо показать эту скатерть в этой книжке. И скатерть - это такая метафора ее жизни, ее дома".

Писатель и литературовед Лидия Либединская, урожденная Толстая (что называется, "из тех самых Толстых", ее отец имел титул графа и был в родстве со Львом Николаевичем Толстым), с рождения была вовлечена в русскую литературную жизнь. Писатели и поэты собирались сначала в доме ее матери, поэтессы-футуристки Татьяны Вечорки, затем в доме самой Лидии и ее мужа, советского писателя Юрия Либединского.

Благодаря особому обаянию и гостеприимству своей хозяйки, дом Либединской стал главным неформальным московским литературным клубом, интеллектуальным салоном, где встречалось не одно поколение замечательных писателей и художников, о которых хозяйка говорила "обязательно порядочные люди", рассказывает автор-составитель книги Наталья Громова:

"Лидия Борисовна Либединская была человеком самых разнообразных дарований и талантов. Во-первых, свою известность она приобрела мемуарами "Зеленая лампа", которые она выпустила в конце 1960-х годов, где она рассказала о маме-футуристке, своем детстве, Юрии Олеше, встрече с Мариной Цветаевой, дружбе со Светловым, об очень многих советских и антисоветских писателях. Она была человеком невероятно широкого круга в первую очередь.

Во-вторых, она была замечательным рассказчиком, она вела огромное количество вечеров, вела конкурсы чтецов. Она очень любила устное чтение и дружила с большим количеством актеров - Журавлевым, Смоленским, которые занимались этим уже ушедшим жанром устного чтения.

Кроме того, она была человеком, активно открывающим музеи. Она была таким мотором многих музеев. В частности, благодаря ей существует музей Блока. То Шахматово, которое было фактически уничтожено, сожжено, Лидия Борисовна фактически подняла, организовала там ежегодные встречи. С нее начинается история этого музея.

Потом она очень много помогала музею Корнея Ивановича Чуковского в Переделкине и многое сделала для того, чтобы он стал таким замечательным детский и взрослым чудесным музеем. Она помогала тому, чтобы в Переделкине открылся музей Бориса Пастернака.

Кроме того, она была человеком с очень открытым, счастливым характером. Ее окружала бездна новых и старых писателей. Она дружила с Юлием Кимом, Григорием Гориным, Булатом Окуджавой - эти люди собирались у нее за столом. У нее всегда был хлебосольный, прекрасный дом. Она сама была чудесной хозяйкой, которая всех соединяла друг с другом".

В книге, которую Наталья Громова собрала из воспоминаний и рассказов, нет вымысла. В ней звучат голоса талантливых людей, рассказывая живые истории, смешные и грустные, в по-настоящему хорошей компании:

"Книжка называется "Скатерть Лидии Либединской". Кстати, это название и вообще книгу придумал ее зять, Игорь Губерман".

Игорь Губерман, известный поэт, писатель, получивший широкую известность благодаря своим сатирическим афористичным четверостишиям - "гарикам". Идея книги о Либединкой принадлежит именно ему, продолжает Наталья Громова:

"Это его идея, а я уже явилась ее продолжателем. После ухода Лидии Борисовны было написано большое количество воспоминаний друзей (многие за это время, к сожалению, тоже ушли из жизни (Станислав Рассадин, Костюковский), но многие остались (Городецкий, Губерман, директор музея Герцена Ирина Желвакова)). Это был костяк этой книжки. Но Губерман мне сказал, что этого мало, что это был живой, веселый человек и хотелось бы, чтобы это была более полная книга".

Лидия Борисовна в совершенстве владела искусством беседы, которое сейчас постепенно утрачивается, теряется в коротких информационных сообщениях, в социальных сетях. Либединская умела страстно и заинтересованно рассказывать о времени, в котором жила, о людях, с которыми встречалась. Все, кто ее знал, единодушны в том, что Либединская обладала редким человеческим даром притягивать к себе людей. И Наталье Громовой удалось передать в книге главное - ту удивительную атмосферу, которую создавала вокруг себя Лидия Борисовна:

"Мне очень сложно было решить эту задачу. Она написала мемуары о себе и своем детстве. Зачем же мне еще что-то писать? Но мне открыли домашние архивы. Мне очень многое рассказали ее друзья на магнитофон. Кроме того, я в свое время делала книгу о ее замечательной маме, Татьяне Толстой, Вечорке (у нее был такой псевдоним - Вечорка).

Татьяна Владимировна была человеком удивительным. Она написала остроумные, умные воспоминания о Хлебникове, Блоке, Пастернаке. Она была таким поэтом, который был вынужден в 1930-е годы перестать быть поэтом. Поэтому я могла писать немножечко ретроспективно о детстве Либединской и ее маме, которая мне очень была интересна.

Там есть своя драма - сосланный и потом расстрелянный отец, там есть новый интересный сюжет - история ареста Губермана, как Лидия Борисовна едет к нему в ссылку, судьба дочери и сама дочь, которая рассказывает очень много. Вообще, эта книжка полна историй и рассказов. Она получилась такая пестрая, живая. В ней очень много людей, не только Лидия Борисовна. Собственно, это именно скатерть, именно стол, вокруг которого сидят люди и разговаривают".

Это действительно так. Читаешь книгу и живо представляешь себе уютную кухню с несметным количеством расписных разделочных досок, которые коллекционировала хозяйка, шумное чаепитие за праздничным столом, стихи, шарады, разговоры, смущение Дины Рубиной, которой хозяйка протянула на подпись знаменитую скатерть, отыскав пустой пятачок рядом с царственным автографом Анны Ахматовой.

В книге есть один очень важный персонаж, который неизменно участвует во всех разговорах, - Время. Насыщенная людьми и событиями, историческая и литературная эпоха, хранительницей которой была Либединская.