Мекка русской поэзии
 
Крым в русской поэзии и искусстве: Антология / Сост. и прим. В.И. Калугина. – М.: ООО «Издательский дом «Вече», 2014. – 720 с.: ил. – 1500 экз. 


Книга открывается стихотворением Гавриила Державина «На приобретение Крыма», датированным 1784 годом: 

Россия наложила руку 
На Тавр, Кавказ и Херсонес, 
И, распустя в Босфоре флаги, 
Стамбулу флотами гремит: 
«Не подвиги Готфридов храбрых 
И не крестовски древни рати – 
Се мой теперь парит Орёл!»
 

С этого момента Крым становится Меккой русской поэзии – почти все сколько-нибудь значимые авторы посвящают ему стихи. Однако он прославляется не только литераторами, но и «видописцами», среди которых Айвазовский, Левитан, Коровин, Богаевский и многие другие. Кстати сказать, издание богато проиллюстрировано. Читатель получит полное представление о том, каким Крым изображался на полотнах в разные времена. Тем ценнее, наверное, данная антология, являющая собой симбиоз поэзии и живописи. Что особенно радует, в книге полностью публикуются крымские поэтические циклы Владимира Бенедиктова, Петра Вяземского, А.К. Толстого, Арсения Голенищева-Кутузова, Максимилиана Волошина, Владимира Набокова. Просто диву даёшься, сколь сильное влияние этот полуостров оказал на русскую словесность. Мы всё время говорим о значении для России Крыма, вспоминая о Крымской войне 1853–1856 гг. или о героических страницах Великой Отечественной, забывая о том, что и без пролитой за полуостров крови это место воспринималось русскими людьми как своя исконная территория. Между прочим, территория, полная внутренних противоречий и трагедий. Об этом, например, поэтический реквием Надежды Броницкой «Терновый венец», написанный в 1918 году о «красном терроре» в Ялте и Севастополе. Здесь же и стихи советских поэтов, и наших современников. А завершается сборник стихами крымских авторов, что, конечно, логично. Долгие годы эти поэты были оторваны от России и русской литературы. Теперь же они с полным правом могут писать о Русском Крыме, не опасаясь репрессий со стороны Киева.