«Если душа родилась крылатой...»

21 ноября 1934 г. скончался Николай Павлович Гронский в Париже, в госпитале Неккер

21 ноября 1934 г. в Париже, в госпитале Неккер, скончался Николай Павлович Гронский. 


22 ноября русская газета "Последние новости" разместила траурное объявление: 
«Вчера около 8 час. вечера Н. Гронский поджидал на станции «Пастёр» поезда метро. Закружилась ли у юноши голова, или вследствие какой-либо неосторожности, но Н.П. Гронский неожиданно упал на рельсы. Подходившим поездом несчастный был смят и отброшен к стене. Н.П. Гронского в бессознательном состоянии, с развороченным левым плечом, перевезли в ближайший госпиталь Неккер. Врачи немедленно произвели переливание крови, но без успеха. В 10 час. 10 мин. вечера юноша, не приходя в сознание, скончался». 



https://www.facebook.com/Дом-музей-Марины-Цветаевой-1..

Никола́й Па́влович Гро́нский (11 [24] июля 1909Териоки — 21 ноября 1934Париж) — русский поэт «первой волны» эмиграции.

Сын юриста и политического деятеля П. П. Гронскогои скульптора Н.Н.Гронской. Детство Гронского прошло в Петербурге и в Тверской губернии, где в Весьегонском уезде было родовое дворянское гнездо Гронских[1]. Вместе с родителями находился в эмиграции с 1920 года, закончил Русскую гимназию в Париже, и поступил в университет, под влиянием отца выбрав факультет права. В 1932 году его окончил и продолжил образование в соответствии со своим определившемся призванием — Гронский был принят на третий курс факультета философии и литературы Брюссельского университета и начал работу над диссертацией о Г. Державине[1]. Погиб на станции парижского метро «Pasteur» в результате несчастного случая. Три недели спустя смерти Гронского была опубликована его поэма «Белладонна» (при жизни он своих стихов не печатал), о которой Марина Цветаева в декабре 1934 года написала статью «Посмертный подарок»[2].

Известен главным образом как адресат лирики Марины Цветаевой, посвятившей ему стихотворения «Юноше в уста» (1928), «Лес: сплошная маслобойня…» (1928), цикл «Надгробие» (1928, 1935), а также статью «Поэт-альпинист» (1934) и написавшей рецензию на его посмертный сборник «Стихи и поэмы» (1936). Гронский посвятил Цветаевой два стихотворения. Сохранилась их обширная переписка (с 1928 г.). Наиболее полное издание: М. Цветаева, Н. Гронский. «Несколько ударов сердца: письма 1928—1933 годов». М.: Вагриус, 2003.

«Гронскому Париж много дал, потому что Гронский много сумел взять: Национальную библиотеку и Тургеневскую библиотеку, старые соборы и славные площади, и, что несравненно важнее, не только взять сумел, но отстоять сумел: свой образ, своё юношеское достоинство, свою страсть к высотам, свои русские истоки и, во всем его богатстве, мощи и молодости — свой язык. Взяв у одного Парижа — всё, не отдал другому Парижу — ничего».

— Марина Цветаева («О книге Н. П. Гронского "Стихи и поэмы"»)[3].

Корни поэзии Гронского — в XVIII веке, и это отдаляло его от принципов «парижской ноты», провозглашённых Г. Адамовичем. Гронский писал возвышенные, метафизические по сути стихи, разнообразные по тематике и несколько неровные в формальном отношении.

— Вольфганг Казак