«Если душа родилась крылатой...»

Фестиваль «Формула огня» в Запорожье и Цветаевский костёр - 2012.

Из архива


Фестиваль «Формула огня» - 2012 :

Заметки о фестивале «Формула огня» в Запорожье

в честь 120-летия со дня рождения поэта М.И. Цветаевой

 

Можно ли вывести формулу огня? Возможно, физикам-химикам она известна, да и то лишь после веков поисков и научных мук. Лирики же и романтики предпочтут, чтоб она осталась неразгаданной. И так уже пытались проверить алгеброй гармонию — и что из этого вышло? А потому не разгадкой тайны творческого горения, поэтического пламени занимаются творцы — а его поддержанием в себе и раскрытием, усилением жара в других — своих воспринимателях-сотворцах.

«Птица-Феникс я, только в огне пою!» — писала о себе Марина Цветаева, постоянно повторяла это, как заклинание, называя свое творчество и раскрываемую (терзаемую) им свою душу «огнем», «пламенем», «жаром». Мало кто даже из поэтов рискнет и найдёт в себе силы принять в себя жар такой силы и нести его постоянно, не давая себе ни минуты отдыха и душевной праздности, считая такие минуты прожитыми зря. Не всякий выдержит обвинения за это в эгоизме, «вы только о стихах своих думаете», гордыне и надменности, постоянном чувстве избранности и неотмирности. Но если это действительно так?! А такой дар надо защищать — а от кого, как не от человека в его «человеческом, слишком человеческом», в том числе и от своих друзей, родных, возлюбленных, детей... «Или мы — или стихи!» — кто сможет? кто выдержит? кому по силам? Есть и такие, кому хватит сил на многое. А творчеству будут отданы все лучшие ресурсы. Именно такие люди живут в нашей памяти и удостаиваются в ней метафор, подобных «Формуле огня» — загадке, неизбывно притягательной тайне вечного и сильнейшего горения. Так был назван прошедший в Запорожье 4-7 октября поэтический фестиваль имени Марины Цветаевой.
В этом году вся культурная общественность отмечает 120-летие великого поэта начала XX в. Она родилась 26 сентября (8 октября) 1892 г., юность ее прошла в разгар Серебряного века — времени, которое литературоведы называют новым — после времен Пушкина — расцветом поэзии. Таким расцветом называют и наше время, которое, однако, из-за роста технологий и приверженности к ним поэтов (поэтические сайты, интернет-журналы и др.), практически полном перемещании поэзии в Интернет — именуется Железным веком. Хотя точнее было бы — веком Нано или Адронным, или еще как-нибудь подобно. Да и не только компьютер и его возможности «портят» ныне поэзию. Марина Цветаева чувствовала и писала о чувствах — и не задумывалась о том, что их причина — в биохимии организма («серотонин с до-памином подрался»), или «по Фрейду», или... А как легко с ними — чувствами этими — сейчас справиться: съел табле-точку — и ты уже не поэт, а успешный шоу-бизнесмен, звезда, идущая на слэм или поэтический ринг или с холодным сердцем, зато с красивым фотогеничным лицом, позирующая для фотосессии. Правильно: надо уметь переключаться, не все же время быть на острие и в пламени — надо же и куском сала заняться да славой своей, известностью, пиаром. А туг и таблетки «в тему» — и кто что скажет против? Во времена Цветаевой их просто не было — вот и страдала так, вот и не выдержала...
Но почему же тогда это страдание, эта невозможность отключиться и переключиться, эта абсолютная незадумываемость о славе и хлебе насущном, разве что ради детей, — почему этот огонь до сих пор так привлекает нас — человеко-роботов XXI века? Да потому что, кем бы мы ни были, а людьми оставаться хочется. Душа требует интереса к себе, любви, развития. Потому и читаются эти стихи — те самые, что современные психологи официально признали «отражающими патологию» и тем «вредными для психики». Может, нашей психике — сиречь, душе — необходимо то, что «вредно» в обыденном, обывательском смысле: то, что противостоит спокойствию, косности, отупению, обесчувствливанию — всей этой современной «психологической гармонизации» посредством отстранения от живого, человеческого? Потому душа так и тянется к поэзии великой Марины, потому на фестиваль «Формула огня» и собралось множество гостей из самих разных уголков мира, более всего — из России и Украины.

Гостьи фестиваля Ирина Киселёва   (г.Томск)  и Гульфия Валеева (г. Елабуга).

Порадовали представители «Цветаевских мест», через которые прошла жизнь великого поэта и где ныне есть ее музеи и мемориальные комплексы: Феодосии, Коктебеля, Тарусы, Елабути и др. Были гости и из-за границы. Известные исследователи творчества Цветаевой, музейные работники, создатели экспозиций о ней, переводчики ее стихов и прозы на разные языки мира, и, конечно же, множество музыкантов и поэтов...


Первые дни фестиваля прошли в Запорожье.
4 октября в областной библиотеке им. А. М. Горького состоялось открытие с выступлением организаторов, меценатов и официальных лиц города.
Отрадно видеть неравнодушие политиков и общественных деятелей к культуре и литературе, их поддержку творческих начинаний, — пусть даже это продуманные линии поведения на время предвыборной кампании. Однако если политик выбирает культуру — это не может не радовать. Иные ведь даже имен великих русских поэтов не знают или же путают их (как у нас в Крыму путают Грина и Волошина, называя последнего в своих пламенных речах Александром Степановичем).

Здесь же все организаторы были на высоте: и Запорожский Музей Марины Цветаевой, и Благотворительные фонды «Гуманітарне відродження» и «Центр национальных культур и общественной морали «Мы украинские», и Запорожский национальный университет ЗНУ, Запорожская областная научная библиотека им. Горького вместе с киноклубом «Восхождение», и др. Особая благодарность в организации фестиваля: Вере Астаховой — исследователю жизни и творчества Марины Цветаевой, создателю домашнего Запорожского музея поэта и хранительнице «Цветаевского огня», руководителю программы фонда «Гуманітарне відродження». А также — координатору фестиваля поэту Михаилу Перченко, которому почетный гость фестиваля Григорий Лютый — председатель Запорожского отделения Национального союза писателей — передал для победителей две свои нашумевшие книги «Мама-Марія», и председателю фестивального жюри поэту и критику Светлане Скорик.


В рамках открытия прошел ряд выставок. «Вселенная Марины Цветаевой»: оригиналы автографов, писем Ариадны Эфрон и др., копии автографов М.И. Цветаевой и др., книги, альбомы со статьями, фотографии и документы, буклеты, картины, репродукции, наградные знаки, юбилейные медали, монеты, значки, диски с песнями и фильмами, копии вещей Цветаевой и времени её жизни. Музыкально-литературная композиция по стихам Цветаевой и Литературно-музыкальный Цветаевский аукцион. Выставки детских рисунков — иллюстраций к стихам поэта. В Запорожском национальном университете ЗНУ в тот же день прошла выставка научной литературы о М. Цветаевой: материалов, фотодокументов из экспозиции домашнего музея В. П. Астаховой и книжного фонда научной библиотеки ЗНУ.

 

Второй день фестиваля порадовал гостей путешествием на о. Хортицу — главную культурно-историческую достопримечательность Запорожья, самый знаковый, культовый, загадочный и притягательный геокультурный объект этого края. Древние святилища, раскопки трипольской культуры, места силы, привлекающие неоязычников и современных шаманов... Вехи нашего прошлого — Киевский Руси: какой только киевский князь не «отметился» здесь тем или иным знаком? Мощная, подавляющая силой и величием история Запорожской Сечи... Красота природы: растительности, скал, днепровских порогов, естественных (а может, это постройки прежних цивилизаций?) каменных пирамид. И современная: урбанистическая, индустриальная — и ничуть не менее завораживающая красота — плотина ДнепроГЭС... О Хортице и Днепре рассказывать можно много. Но не лучше ли побывать там самим? Вот и притягивают эти места поэтов Украины, и навсегда останутся для них культурным магнитом.

На  о. Хортица

 

Третий день гости фестиваля провели в не менее прекрасном и загадочном месте — Замке Попова в г. Васильевке. Народное название «Замок Попова» носит дворцово-парковый комплекс, на базе которого создан историко-архитектурный музей-заповедник «Усадьба Попова». Грандиозный дворец был построен в 1894 г. (вероятно, по проекту архитектора Н. Бенуа) в стиле неоромантизма с элементами готики и барокко и напоминал по архитектуре средневековые европейские замки. В главном корпусе был бальный зал, зеркальные комнаты, библиотека с редкими книгами, картинная галерея с подлинниками Тициана, Гойи, Рембрандта. В советские времена большая часть построек была разобрана на стройматериалы. Сохранились зубчатые стены с воротами, два флигеля, каретная, конюшня, дозорная башня. Памятник в аварийном состоянии, на его территории размещаются жилой дом, школа-интернат. В западном флигеле открыт музей истории усадьбы, в котором, в частности, представлены картины Брюллова. Несмотря на то, что аварийного состояния этого прекрасного исторического объекта нельзя не заметить, он все равно производит сильнейшее впечатление своей загадочностью и романтизмом. Здесь можно снимать исторические фильмы о средневековых крепостях и их штурмах, найдется в таких картинах место и таинственным подвалам — лабораториям алхимиков. Ведь, по словам экскурсовода, заказчик усадьбы был масоном (впрочем, как и большинство аристократии того времени), и в постройках можно обнаружить множество масонских символов, которые как раз и брали свое начало в средневековье — от алхимиков-оккультистов и Ордена тамплиеров.

Действительно, символика — на каждом шагу. И не только в архитектурных украшениях: лепнине, фрагментах скульптур, — но и в самом стиле построек: прямоугольная башня — символ камня необработанного, круглая — обработанного. В целом же это — основная символика духовного пути масонства. Не знаю, случайным ли было решение провести вечер памяти о Серебряном веке в стенах, хранящих такую тайну, но известно, что и во времена декаданса и символизма интерес к оккультным наукам и тайным знаниям был очень силен. Потому «Цветаевский костёр» на фоне романтических зубчатых замковых стен и готических арок выглядел очень органично.

Это был огромный костер, вокруг которого расположились участники фестиваля: поэты, барды, переводчики, ученые, официальные лица. На этот раз последние были представителями г. Васильевка: городской совет и Васильевская районная госадминистрация, дирекция Васильевского историко-архитектурного музея-заповедника «Усадьба Попова» и др. Но официальных речей было немного, и заканчивались они стихами: кто цитировал строки Цветаевой, кто читал свои стихи. Затем с успехом прошли выступления поэтов и бардов. Со своим творчеством познакомили гостей победители проводимого в рамках фестиваля музыкально-поэтического конкурса «Над временем и тяготением».

Каждый выходил на сцену и до или после своего выступления клал в костер одно поленце — как символ неугасимого огня поэзии, в котором живет его душа. Звучали гитары, свое высокое искусство демонстрировали барды, в числе которых превалировали дамы с прекрасными голосами. Они исполняли как свои произведения, так и известные классические и недавно созданные ими авторские песни на стихи М. Цветаевой. Звучали стихотворения-посвещения поэту и ее окружению, стихи в ее стиле и манере, даже откровенные подражания — как в темах и мышлении, так и в форме. Такая тенденция не порадовала автора этих строк: не может быть подражание предметом высокого искусства. Свой стиль, чувство необходимости растить собственную индивидуальность, а еще лучше — ни от чего не зависимый факт ее бытия — вот что делает истинного поэта! Неудивительно было то, что среди победителей фестиваля подавляющее большинство женщины: в любой из современных поэтесс живет хоть малый отблеск великой Марины — такого масштаба и силы это была личность, не воспринять ее в себя хоть на зерно невозможно. Но как допустимы и даже прекрасны отблески, память, родство, сосестринство — так же да будет бестрепетно вырезаемо, выжигаемо из наших сердец подражание, паразитирование на великом поэте, «доение» его на эпиграфы к своим — нередко бездарным — стихам. Что, от этого стих станет талантливее? Едва ли. Зачем писать о том, о чем Марина Ивановна уже написала или написала бы однозначно лучше? А о чем писать, скажете, если обо всем она написала бы лучше? Для этого стоит серьезнее изучить ее творчество и понять, каковы были ее основные темы, а какие она затрагивала слегка, а то и не затрагивала вовсе, — может быть, чувствуя свою в них слабость? Да, в теме любви и предназначения поэта с ней мало кто сравнится — но у каждого из нас своя судьба, своя любовь, своя миссия на земле. Вот и пишите о своем, о себе. Цветаева писала о себе — этого никто не станет отрицать: слово «я» и попытки познать и предъявить миру себя у нее превалируют над другими темами, — и совершенно не смущалась этого. Ложную скромность выдумали бездарности, чтобы рядом с ними никто не «звездел». А что есть «звездеть» (ох, уж эти современные словечки!) — как не гореть? Ежеминутно и постоянно находиться в пламени, генерировать его, быть ожидаемым, а то и неожиданным взрывом? Какой бездарности удержаться рядом с таким человеком? Потому призываю: будем же собой! Но не станем забывать и примеры такого мужества, силы, таланта — тех, кто всей своей жизнью учил нас этому. Впрочем, ничуть не думая о нас, а пребывая в своем царственном эгоизме, которому: с человеческим лицом, без зла и низости, исполненному благородства и широты душевной — тоже ещё стоит поучиться.


 

Дмитрий Зусманович, Евгений Карташов и Маргарита Астахова перед показом кинофильмов , киноклуб "Восхождение".

 

Вера и Маргарита Астаховы  в ДК "Орбита",  4-й день фестиваля, перед показом кинофильмов. 


В последний день фестиваля в ДК «Орбита» лауреаты и дипломанты конкурса получили награды и грамоты. Снова звучали стихи и песни, пламенные речи, обсуждения, споры. Затем зрителям была предложена программа киноклуба «Восхождение»: фильмы о жизни и творчестве М. Цветаевой «Страсти по Марине», «Очарование зла» и фильм Лилии Фогельзанг «Сказочный Шварцвальд» о юности сестёр Марины и Анастасии Цветаевых.  

 

Кадр из фильма Лилии Фогельзанг "Сказочный Шварцвальд".    


Эти фильмы известны всем неравнодушным к Серебряному веку и временам Октябрьской революции, ее отражению в судьбе великих творцов того времени. Знакомы они и цветаеведам, и любителям творчества поэта. Потому остановлюсь лишь вкратце на пронзительном, никого не оставившем равнодушным фильме «Страсти по Марине» 2004 года.

Автор сценария и текста: Одельша Агишев. Режиссёр: Андрей Осипов. Музыка: Микаэл Таривердиев. Документальный биографический фильм о жизни Марины Цветаевой, художественная реконструкция жизни одного человека, судьбы одного поэта, лента, собранная из старых фотографий, стихов, писем, кинохроники того времени. Хотя так сложилось, что Цветаева известна не только своим творчеством, но и не менее широко — своей сложной судьбой, фильм, несомненно, заслуживает интереса даже тех, кто считает, что ничего нового о Цветаевой ему уже не скажут. Этот фильм-поэма, фильм-притча, фильм-картина, фильм-трагедия несёт в себе не просто рассказ о жизни, а настоящее духовное просветительство. В нем использованы мемуарная проза, письма и записные книжки М. И. Цветаевой, А. И. Цветаевой, А. С. Эфрон, Г. С. Эфрона, дневники, воспоминания и письма их современников; фрагменты фильмов из собрания Госфильмофонда России и Российского государственного архива кинофотодокументов. После просмотра первое желание - уединиться. Подумать, прочувствовать, пережить в себе увиденное, перевернувшее душу. Подверглись даже мысленному осуждению те, кто остались после фильма на его обсуждение и продолжение стихов и пламенных речей. Их было немного, и, возможно, именно так их душа хотела запечатлеть в себе и выразить пережитое. Большинство — как и автор этих строк — предпочли уединение, переключение сознания — на город, природу, простую прогулку — с бережным несением в себе полученного сокровища... А затем — снова поэтическое общение, личные встречи с давно не виденными друзьями, знакомства с новыми, походы «в гости» к поэтам — жителям принимающего города — с посиделками на кухнях или в романтических приусадебных садочках, с разговорами о литературе и не только, — фестивальные впечатления у каждого свои. И они не менее ценны, чем общие, официальные. И душа наполняется чувством благодарности к организаторам таких встреч, пожеланиями, чтобы они проходили чаще и были еще светлее в своей грусти и ярче в радости.


Марина МАТВЕЕВА, лауреат фестиваля (первое место), Симферополь

 

Источник:
http://library.znu.edu.ua/articles/1197.ukr.html 

⇐ Вернутся назад